Мельница рядом с Николаевским храмом.
Колокольня Николаевского храма./span>
Николаевский храм.
Дорога в Диканьский лес.
Дом родителей Н.В.Гоголя.
Интерьеры дома родителей Гоголя.
Флигель.
Интерьеры флигеля.
Васильевка времён Гоголя.
Памятник писателю.
|
Этот маршрут начинается с экскурсии по Полтаве, либо если группа уже была
в Полтаве, то мы выбираем какой-то из пунктов, который они ещё не успели
посетить, благо объектов для осмотра в
городе предостаточно. После посещения Полтавы далее наша дорога пролегает в
посёлок Диканька, к знаменитой Свято-Николаевской церкви. Это старинное белое
величественное сооружение поныне поражает многочисленных гостей Диканьки. Как свидетельствуют архивные документы, в глубокую старину, когда
диканьскими землями владел черниговский архиепископ Лазарь Баранович, на одном
из пеньков в лесу вблизи Диканьки чудесным образом проявилась икона Святителя
Николая. Удивлённые прихожане принесли его в существующую в селе церковь. Но на
следующее утро иконы там не нашли, а снова увидели её на том самом пеньке. Находку
снова и снова возвращали в храм, но она неизменно оказывалась в лесу. Слава про
икону разнеслась по околицам, и чтобы освятить место чуда, на нём было принято
решение воздвигнуть деревянный храм. Так по благословению черниговского
святителя, усилиями простых людей и казацкой старшины в 70-х годах XVII века была возведена церковь. На памятный пенёк поместили
метровых дубовый крест, а сам храм установили так, что реликвия оказалась в
алтарной части. С тех времён окрестный лес называют Николаевским. Со временем архиепископ черниговский передал диканьские земли
генеральному судье Запорожского войска Василию Леонтьевичу Кочубею, и эта акция
была скреплена гетманским универсалом 1687 года. А в 1754 году внук казнённого
Василия Кочубея Павел получил благословение киевского митрополита на
перестройку деревянного храма, и его расширение. Храм на то время стал местом паломничества
богомольцев, и это не осталось без внимания кочубеевских завистников. И поползли
в Епархиальное управление и даже в Святейший Синод слухи и пересуды про
сказочное обогащение семьи Кочубеев за счёт сверхприбыльной Николаевской
парафии. Их результатом стало категорическое решение про перенос существующего
храма на другое место и временное сберегание образа в архиерейской ризнице. Обеспокоенные Павел Васильевич Кочубей и его сын Виктор просят Синод
разрешить им вернуть чудотворную святыню, а за полученные деньги возвести новый
каменный храм. Непросто было получить такое разрешение, потому что по мнению
епархиального начальства храмов в округе было предостаточно. Однако со временем
благословение было получено, и Виктор Павлович, который достиг в Петербурге
наивысших постов (глава коллегии иностранных дел, вице-канцлер, министр
иностранных дел, глава государственной думы и кабинета министров) в 1794 году
построил тот храм, который мы видим и сегодня. Для работы пригласили
архитектора Николая Александровича Львова. Храм отстроили в виде ротонды, обрамлённой по фасаду колонами и на
входе портиком дорического ордена с треугольным фронтоном. Невысокий (15
метров) и не очень широкий (25 метров в диаметре) он словно парит в воздухе над
опушкой леса. При постройке храма впервые применили систему двойного купола,
которую позже использовал архитектор Воронихин для Казанского собора в
Санкт-Петербурге. И сегодня остаётся секретом конструкция так называемых «воздушных печей»,
размещённых между первым и вторым этажами. Они не только обогревали, но и
проветривали помещение, сохраняли постоянную температуру и влажность воздуха, и
делали это не хуже современных кондиционеров. В 1851-52 годах, когда
проводилась небольшая перестройка, и под храмом была устроена усыпальница
Кочубеев, то на дверцах печи по Львовскому проекту прямо было написано : «Для
вентиляции склепа протопить немного...» В склепе похоронены пять князей и три княгини из рода Кочубеев. Первым
был похоронен сын строителя крепости Виктора Кочубея, что впервые получил
графский, а потом и княжеский титул Василия. Он прожил всего 38 лет и завещал
похоронить его под стенами родной кочубеевской церкви. В.В.Кочубей служил
попечителем Петербургского учебного округа, прославился как
коллекционер-нумизмат, коллекция монет которого была одной из наиценнейших в России.
Рядом похоронена его супруга Елена Павловна из рода Белосельских-Белозерских.
Эти два массивных саркофага выделяются
белизной итальянского мрамора и тонкой резьбой на крышках. Тут же похоронена их
дочь Мария. В помещении церкви, над местом упокоения Василия и Елены Кочубеев,
сооружён киот и установлен памятник из чёрного мрамора и мемориальная доска в
честь князя и княгини. В своё время тут побывала и молодая женщина Мария Ивановна
Гоголь-Яновская из села Васильевки, за 30 вёрст от Диканьки. Удручённая смертью
своих двух первых детей, она пешком не раз и не два приходила сюда к образу Святителя
Николая, молилась за жизнь и лучшую долю для будущего сына. В честь этой церкви
и её чудотворной иконы и назвала она новорождённого Николаем. Это был великий
писатель Н.В.Гоголь, который часто потом посещал этот храм. После Диканьки наш путь проляжет в фамильное имение Гоголь-Яновских
Васильевку. В залах отцовского дома и во флигеле размещена экспозиция, которая
даёт представление о эпохе, в которой жил Гоголь, рассказывает про его жизнь и
творчество. Знакомство с заповедником начинается с осмотра отцовского дома. Предки писателя
были людьми образованными, интересовались литературой, любили музыку. Тому
свидетельство – книги, которые читал А.Д.Гоголь-Яновский (дед писателя),
фотокопия титульной страницы комедии «простак, или хитрость женщины, которую
перехитрил солдат», написанной Василием Афанасьевичем, отцом писателя. Флигель имеет вид старинной украинской мазанки с камышовой крышей. В
нём писатель останавливался во время посещений усадьбы и занимал две комнаты: гостиную
и рабочий кабинет. После осмотра флигеля можем осмотреть парк и сад. По мнению
Василия Афанасьевича, сад должен разрастаться так, как велит сама природа, он
должен быть лабиринтом, в котором тяжело сориентироваться. Он не любил симметрии.
По трапкам можно опуститься к пруду. По аллее, которая тянулась вдоль пруда,
писатель любил гулять, и на противоположном берегу которого жил сын сестры
Гоголя М.В.Быков с семьёй. На невысоком холме расположена деревянная беседка «Мечта»,
немного дальше – грот. В семье его называли «храмом одиночества». Возле него лежит
большой камень, сидя на котором любил сидеть, и обдумывать свои произведения
Николай Васильевич. Дорожка выводит к могиле родителей писателя. Она прячется
под густыми листьями деревьев.
Харьков История и современость | |
Харьков в годы войны
| | Харьков транспортный | | Будянский фарфорофаянсовый завод | | Тарановка - Соколово | |
Водянное - Змиёв - Коробов Хутор | |
Чугуев - Балаклея | | Чугуев - Кочеток | | Изюм - Святогорск | | Старинные усадьбы Харьковщины | | Полтава | | Полтава - Диканька - Васильевка | | Днепропетровск | | Запорожье | | Белгород | | Санкт-Петербург
|