Полтава. Острова и островки истории.

 

СОБОРНАЯ ПЛОЩАДЬ.  ЗВОНЫ ПРОШЛЫХ ВРЕМЁН

 

Древнее городище Лтава.

Древние люди с их самыми примитивными средствами обороны поселялись лишь в той местности, которая более или менее надежно защищала бы их от врагов.

Высокое плато современной Соборной площади с трёх сторон ограниченное довольно крутыми склонами – более безопасного места в пределах нынешней Полтавы наши далекие предки вряд ли смогли бы найти.

Археологические раскопки на территории Соборной площади ведутся с сороковых лет XX века. Археологи нашли здесь остатки роменских и древнерусских жилищ, которые датируются ІХ-ХІІІ веками нашей эры. Результаты научных исследований подтвердили предположение ученых, которые именно здесь, на нынешний Соборной площади, было основано поселение Лтава, из которого пошел наш замечательный, цветущий город.

Где-то на этом месте и увидел князь Игорь Святославович в 1174 году во время похода на половцев наших далеких земляков. И тогда же впервые в истории под названием Лтава, упомянут наш город в известной Ипатьевской летописи.

 

Центр Полтавского полка. Подземные ходы.

В середине XVII век Полтава становится полковым городом. Соборная площадь была его центром.

Вокруг деревянной Свято-Успенской церкви расположились городской магистрат, полковая канцелярия с пороховым каменным погребом.

На валах Полтавской крепости находилось наиболее грозное оружие Полтавского полка - 12 пушек. Возле Спасской церкви, в районе нынешней улицы Октябрьской, устроились торговые ряды. Защищали площадь высокий земляной вал и глубокий ров.

Приблизительно там, где современные полтавчане любуются замечательным видом на монастырь, Подол, Леваду, во время шведской осады стоял бастион и укрепленная сторожевая башня.

Наземные сооружения той эпохи не сохранились. Но еще и ныне существуют подземные ходы. Этими ходами можно было выйти за пределы крепости или переправить в крепость воду, пищу, оружие.

Старожилы Полтавы рассказывают, что на том месте, где теперь ресторан "Иванова гора", к Великой Отечественной войне стоял длинный одноэтажный дом. Если войти в этот дом из противоположной от площади стороны, сразу попадешь у погреб, а из него начинался подземный ход. Довоенное поколение бесшабашных полтавских подростков странствовало этими ходами, проходя по несколько сотен метров.

Заканчиваются подземные ходы в разных уголках Полтавы.

 

Судьба Успенского собора.

  

В 1770 году произошло выдающееся для Полтавы событие - освящен первый в городе кирпичный храм-церковь у имени Успения Пресвятой Богородицы, её построили рядом со старой, деревянной. Деревянную же тщательно разобрали и перевезли в село Ивашки для построения новой церкви.

Двадцать два года строил Свято-Успенский храм архитектор Стефан Стабанский, которого пригласили в Полтаву аж из далекой Сербии.

Новая Свято-Успенская церковь так же, как и предыдущая, стала Соборной.

Соборная церковь имела старинные редчайшие иконы. История той, на которой изображенный Святой Василий, - драматическая. В свое время эта икона была порезана шведами на шахматную доску. Позднее она была найдена и восстановлена.

Спустя некоторое время в соборе стали сохранять и драгоценные военные реликвии - боевые флаги русских полков в войне с Наполеоном и в войне 1855 года.

Рядом с собором стояла приходская школа. Бытует мысль, что мальчик Иван Котляревский был когда-то её учеником,

В 30-х годах XX столетие полтавскую святыню превратили в зернохранилище с элеватором, а вскоре и совсем разрушили. Разрушали долго, больно, так как было здание очень крепким и поддаваться тупым и бездушным вандалам никак не хотело.

А четырёхярусная колокольня собора сохранилась и в 2001 году отметила своё 200-летие.

На  третьем ярусе находился знаменитый звон Кизи-Кермен, отлитый из турецких пушек, которые захватили казаки во время штурма одноименной крепости. Участником штурма был и Полтавский полк под началом полковника Павла Герцика. Именно он пожертвовал значительную сумму денег на отлитие колокола. Сейчас колокол Кизи-Кермен сохраняется в городском краеведческом музее. На четвертом ярусе колокольни установили, чуть ли не самые первые в Полтаве городские часы. Таким образом, колокол Кизи-Кермен, как пишет В.Е.Бучневич, выполнял двойную работу: созывал полтавчан на богослужение и регулярно извещал им точное время.

 

Усадьба - музей И. П. Котляревского.

   

Одним из интереснейших исторических экспонатов Соборной площади есть усадьба выдающегося украинского писателя Ивана Петровича Котляревского. Здесь Иван Петрович провел большую часть жизни. Именно здесь родились бравый Эней, красавица Наталка, москаль-чаривнык.

Дата постройки дома - 1705 год - начерченная на перекладине, которая довольно хорошо сохранилась до наших дней.

Во время войны со шведами домом владел купец Панченко.

Приобрел усадьбу с домом дед поэта Иоанн, дьякон собора. От деда она досталась отцу Ивана Петровича - канцеляристу магистрата Петру Ивановичу Котляревскому.

Историк И.Ф.Павловский пишет, что с пяти комнат дома лучшей была светлица, которая имела выход на крыльцо. Держа в руках подзорную трубу, часами любовался отсюда окраинами Полтавы отставной майор Иван Котляревский.

После смерти Ивана Петровича, согласно духовному завещанию, домом владела его экономка - унтер-офицерская вдова.

Дом изменил многих хозяев. Некоторое время в нем находился даже трактир, позднее - помещение для солдат Полтавского гарнизона. Один из хозяев дома - Головатинский - приглашал сюда людей осмотреть помещение большого украинского поэта.

Усадьба И.П.Котляревского была восстановлена в 60-х годах XX столетия, чему помог знаменитый рисунок Т.Г.Шевченко и воспоминания друзей Ивана Петровича. И теперь пожизненно поселился Иван Петрович Котляревский в своем обновленном жилье на родной Соборной площади.

В музее сохраняются личные вещи Ивана Петровича: посуда для воды, привезенная из российско-турецкой войны 1806-1808 годов, в которой он принимал участие - ломберный столик, картина неизвестного фламандского художника „испанец держит в руках рака". Очень интересным экспонатом есть упомянутая раньше перекладина со старинной надписью о сооружении дома. Ей через два года будет уже три столетия.

 

Белая беседка.

   

К 200-летию победы над шведами в 1909 году в Полтаве сооружено немало памятников. Один из них - Белая Беседка.

Во время шведской осады здесь стояла укрепленная сторожевая башня. И отчаянные бои, которые велись в этом районе, отмечены этим хрупким сооружением.

В Великую Отечественную войну беседку разрушили. Но с 50-те года обновленная беседка снова украсила Иванову гору, ее назвали "Ротонда дружбы народов", и вскоре беседке возвратили её предыдущее поэтическое название

Каждый год, согласно доброй давней традиции, приходят сюда вчерашние школьники, чтобы здесь, среди древних святынь, встретить свой первый в жизни взрослое утро.

И приоткрываются перед ними широкие полтавские пространства, словно необъятные пути будущего жизни.

 

КРУГЛАЯ ПЛОЩАДЬ - СЕРДЦЕ ПОЛТАВЫ

 

Площадь под крыльями орла. Начало новой жизни.

   

Известный полтавский краевед В.Е.Бучневич писал, что монумент Славы сооружен «... на том самом месте, где на второй день после знаменитой Полтавской битвы (28 июня 1709 года за старым стилем - М. И.) Петр Великий в сопровождении генералитета и гренадерской роты имел торжественный въезд в Полтаву». Возле триумфальных ворот, сооруженных наскоро неподалеку от места, где теперь Александровский (ныне Корпусной) сквер, украшенный разнообразной зеленью и цветами, знаменитый комендант Полтавы А.С.Келин и граждане города поздравляли Петра". Из того самого дня благодаря упомянутой торжественной встрече местность, которая была обычным пригородным пустырем, вошла в полтавскую историю. Итак, и памятнику Славы в честь Полтавской битвы уместно было стоять именно здесь.

Есть и вторая причина, по которой памятник Славы и главную площадь губернии решили соорудить именно на этом месте. Когда Полтава начала понемногу расширяться, постепенно сложилось так, что от этой, еще ничем не застроенной площади, будто лучи, разошлись восемь магистральных путей: к монастырю, храмам, другим местам, которые со временем превратились в центральные улицы Полтавы.

Сразу после того, как Полтава в 1802 году стала губернским центром, площадь начали застраиваться.

Все здания, за исключением кадетского корпуса, были сооружены в 1809-1811 годах.

В помещении нынешнего городского совета расположились так называемые присудственные места.

В доме военного училища с 1840 года находился кадетский корпус.

Там, где сейчас работает областной совет профсоюзов, была резиденция самого генерал-губернатора. Первоначальное назначение детской школы искусств – Малороссийский почтамт.

Потом здесь находилась мужская гимназия а в флигелях рядом - приют для детей обедневших дворян. Воспитателем этого приюта длительное время работало отставной майор И.П.Котляревский.

А в кинотеатре им. И.П.Котляревского в начале XIX столетия было так называемое Дворянское собрание.

Интересно вспомнить, что в догубернской Полтаве на месте Круглой площади был ярмарочный выгон, а потом планировалось наладить там торговлю вином и дёгтем.

 

Монумент Славы.

Царь Петр І, который достоверно больше за все в жизни гордился полтавской победой, дважды издавал указы о создании грандиозного монумента в городе, близ которого состоялось это событие.

Но прошло ещё много десятилетий, пока первый шаг в этом направлении было таки сделан - 27 июня 1805 года монумент Славы было заложен. Со дня полтавской победы прошло ровно 96 лет.

Авторами монументу стали известнейшие, самые талантливые русские специалисты.

Первые проекты монументу принадлежат губернскому архитектору Михаилу Амвросимову. На их основе петербургский профессор Тома де Томон разработал свой, который Государственной думой признанный более удачным. Именно его мы с вами сегодня видим.

Все бронзовые части монумента, в том числе и самого орла, изготовил непревзойденный мастер монументальной скульптуры профессор Феодосий Щедрин.

Колона из чугуна состоит из трёх частей, отлитых в Луганске под руководством мастера Москвина. Он приехал в Полтаву, и здесь, на месте, возглавил монтаж памятника.

Давайте же, уважаемые читатели, осмотрим монумент снизу доверху и подумаем над тем, что хотели сказать нам его творцы.

Пушки, которые грозно смотрят из самого подножия, будто напоминают: крепость всегда наготове. Кстати, это необыкновенные пушки. Все они - ветераны Полтавской баталии. Десять из них стояло на земляных валах Полтавской крепости, восемь доставлено из посёлка Переволочное, где шведы, как известно, капитулировали.

Изгородь из декоративных греческих мечей будто утверждает: сейчас настал мир, мечи не нужны, но же они у нас есть, и мы сможем себя защитить.

      Скульптурные    композиции    на    кубическом постаменте рассмотрим более внимательно. На каждой с двух противоположных граней куба - торс древнего воина. Рядом - боевые флаги, штандарты, старинные щиты и шлемы. Ниже - разнообразное оружие: стрелы, копья, луки. Они словно только что собраны с поля боя и уже навечно составлены здесь, на постаменте.

Смотришь на эту скульптурную композицию, на трудные грозные пушки и отлетаешь мысленным взором в далекий июнь 1709-го, в Яковчанский лес, на поле боя, и припоминаются строки из пушкинской "Полтавы":

Швед русский - колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

На двух других противоположных гранях видим две даты Полтавского боя (27 июня 1709 года) и с другого - дату открытия монумента (в действительности монумент закончен на два года позднее). Каждая из дат обвита кольцом змеи, которая держит в роте свой хвост. Это - символ вечности, бессмертие.

Монументальная колонна всегда была символом бессмертной славы. На ней - три венка: из лавровой, дубовой, пальмовой листвы. Венки символизируют сумм за погибшими и величие победы. Триумфальную колонну венчает золотой орёл. В его клюве венок - память о тех, кто погиб в Полтавском бое, в его когтях - молнии - напоминание тем, кто захочет стать непрошеным гостем нашей земли. Орёл расправил могущественные крылья и вот-вот полетит туда, где едва лишь прозвучал последний выстрел.

Памятник Славы был торжественно открыт 27 июня 1811 года.

Служилась литургия в Соборной церкви, состоялись крестный ход, молебен возле памятника, праздник жителей города.

И из того времени, наверное, уже невозможно вообразить Полтаву без этого монумента, который стал её символом, её красотой, её гордостью.

 

СОКРОВИЩНИЦЫ НАШЕЙ ПАМЯТИ

 

1.             СТАРИННЫЕ ХРАМЫ, МУЗЕИ

 

Крестовоздвиженский монастырь

Крестовоздвиженский монастырь был возведен в 1650 году в честь победы украинских казаков над польской шляхтой.

Средства на его сооружение выделили первый полтавский полковник Мартын Пушкарь и казацкая старшина.

По этому поводу известный историк М.Рудинский пишет: "Обычаи тех времён обязывали полковников и вообще старшину высшего общества заботиться о церковном строительстве, а старые военные традиции связывали это строительство в первую очередь с монастырями".

Все здания монастыря были, разумеется, деревянными.

Первое каменное сооружение - Кресговоздвиженская соборная церковь - появляется через несколько десятилетий. Денежную помощь на этот раз монастырь получил, как утверждает тот же М.Рудинський, от Василия Леонтиевича Кочубея (того самого, который был казнен 1708 года за клеветническим доносом).

Колокольня монастыря, высота которой 47 метров, появилась на мир аж в конце XVIII столетие, в 1786 году.

Крестовоздвиженский монастырь дважды принимал в своих стенах коронованных особ. Шведский король Карл XII, захватив монастырь, устроил здесь свою штаб-квартиру. А из пушек, которые стояли на монастырской горе, шведы стреляли по осаждённой Полтавской крепости.

Императрица Екатерина II также выбрала Крестовоздвиженский монастырь для своей временной остановки во время посещения Полтавы. Для неё в монастыре был сооружен специальный Екатерининский зал. Редкие художественные полотна украшали его стены. Во время остановки в монастыре Екатерина со своей свитой чаевничала, любовалась полтавскими видами.

Длительное время оставалось Крестовоздвиженский монастырь виднейшей в крае ячейкой образования, культуры, медицины.

В Славянской семинарии, которая была открыта при монастыре, учился И.П.Котляревский. Первый переводчик "Иллиады" Гомера поэт М. И. Гнедич и известный переводчик и литератор И. И. Мартынов тоже закончили это учебное заведение.

При монастыре существовала одна из первейших в крае больниц, один из первейших приютов - "странноприимный дом".

Монастырь имел богатую ризницу, старинную библиотеку. Здесь работали талантливые иконописцы, среди них известнейшие - В.Реклинский и Самуил. Последний потом был предназначенный "малярным начальником" Софийского монастыря в Киеве.

Во времена советской власти Крестовоздвиженский монастырь закрывали дважды. Были здесь разные учреждения, в том числе и автомобильная мастерская.

А в последние годы старинный храм снова служит людям по своему прямому назначению - здесь разместилась женская обитель.

И снова, как и в далекие-далекие времена, доносится из высокой Монастырской горы волшебная мелодия колокольного звона.

 

Спасская церковь в истории Полтавы

Спасская церковь построена в 1706 году.

Старая Спаско-Преображенская церковь, которая стояла на этом месте сгорела при пожаре. По одной из версий, на её месте поставили церковь, которую купили в Крестовоздвиженском монастыре, и перевезли сюда. Другая версия утверждает, что Спасскую церковь построили заново, как временную. И произошло так, что новой Спасской церкви довелось жить долгие века, и стать свидетелем важных и интересных событий.

На картине художника С.Васильковского мы видим, как в 1647 году на площади возле Спасской церкви первым полтавским полковником община избирает Мартына Пушкаря. На этой должности М. Пушкарь сделал немало полезного для полтавцев, прославился в освободительных походах Богдана Хмельницкого против польской шляхты.

Здесь в самые тяжёлые времена жестокой шведской осады поклялись полтавцы не сдаваться врагу, защищать крепость до последнего. И выстояли. И победили.

А рядом с церковью похоронены отважные защитники крепости.

Не случайно именно в Спасской церкви состоялся молебен признательности в честь победы над шведами. Среди прихожан стоял сам Петр I.

Будущий император Александр II вместе со своим учителем поэтом В.Жуковским побывал в Спасской церкви в 1837 году. Он предложил возвести над церковью каменный футляр, чтобы сохранить её для потомков. Он же был первым "спонсором" этого проекта.

Каменный футляр над храмом был возведен в 1845 году по проекту харьковского архитектора А.Тона.

В 30-х годах XX столетие церковь закрывали, но снести не посмели, хотя колокольню все же таки разобрали.

В 1942 году службу в Спасском храме восстановили. А в XXI столетии, так же, как в восемнадцатом, девятнадцатом, двадцатом, несёт древняя церковь в души полтавцев свет, тепло и покой.

 

Краеведческий музей - дом Полтавского губернского земства (площадь Конституции 2)

Здание, где находится краеведческий музей, был сооружён в 1903-1908 годах для Полтавского губернского земства. Старый одноэтажный дом губернского земства, который стоял на том же самом месте, был разобран. Следует вспомнить, что в статистическом бюро старого помещения Полтавского губернского земства работал несколько лет будущий Нобелевский лауреат из литературы писатель Александр Иванович Бунин.

Новое здание губернского земства построено в новом для того времени архитектурном стиле - украинском модерне. Взглянем на крышу. В его орнаментации легко узнать рисунок на плахте - традиционной украинской женской одежде. Глубокие трапециевидные окна, дверь в форме лоджий, яркие росписи на стенах - характерные особенности сугубо украинской архитектуры. Гербы городов губернии не только украшают здание, а и предоставляют ей необходимой торжественности. Две высокие башни с маленькими окошками-бойницами будто предохраняют Полтаву-крепость где-то в XII или XIII столетиях.

Автор проекта - тогда еще малоизвестный архитектор В.Г.Кричевский из Харькова. Со временем он создаст много выдающихся проектов, и здание Полтавского губернского земства - одна из первых и известнейших его работ.

Краеведческий музей в Полтаве основан в 1891 году. Сначала его разместили в маленьком флигеле на дворе старого здания губернского земства,- со временем - на третьем этаже нового помещения, а с 1920 года музейные экспонаты поселились на всех трех этажах здания. И название своё получил музей соответственно своему времени - Центральный Пролетарский Музей Полтавщины. Инициатором создания в Полтаве краеведческого музея был ученый-почвовед профессор В. В. Докучаев. В 1943 году перед бегством из Полтавы   фашисты подожгли здание музея    вместе с экспонатами, которые не успели разграбить.

Автор еще помнит грязную от копоти плитку на стенах, страшное зияние выбитых окон, разрушенную крыша. Здание отреставрировано в середине 60-х лет XX-го веков. Всё многообразие полтавской фауны и флоры, находки из давних погребений, знаменитый колокол Кизи-Кермен, театральный занавес, который рисовал сам Г.Г.Мясоедов, старинное оружие, старинные орудия работы и еще много интересных редчайших вещей смогут увидеть гостей Полтавского краеведческого музея.

 

Галерея искусств (улица Фрунзе 5)

В конце 1917 года, согласно завещанию вдовы известного художника Николая Александровича Ярошенко - Марии Павловны, в Полтаву из далекого Петрограда было прислано собрание сочинений М.А.Ярошенко и других художников-передвижников. Коллекция принадлежала семье М.А.Ярошенко.

На основе этой коллекции 27 апреля 1919 года в дому общественного деятеля Владимира Булюбаша была открыта Полтавская картинная галерея.

Пополнили собрание также национализированными шедеврами из имений Кочубеев, Репниных, Капнистов, Галаганов.

Перед Великой Отечественной войной по количеству экспонатов Полтавский художественный музей был одним из самых значительных в Украине.

Перед Великой Отечественной войной большинство экспонатов отправить в тыл не удалось. Фашисты ящиками присылали их в Германию, а что осталось - подожгли вместе со зданием. Погибли бесценные шедевры.

Из почти 30 тысяч экспонатов, которые начислялись в довоенное время, удалось спасти лишь 4176. В послевоенные годы музей приобрел немало новых работ украинских мастеров. Современная экспозиция Галереи искусств имеет два раздела: западноевропейского искусства XI-XIX столетий и украинского и русского искусства XVIII - начала XX ст. Западноевропейское искусство представлено, в частности, роботами: Лукаса Кранаха, Клары Петерс, Ж. Б. Грёза, Питера Леве, Андреаса Ахенбаха.

Русское и украинское искусство представляют работы: В.Боровиковского, И.Репина, В.Сурикова, В.Поленова, И.Шишкина, М.Дубовского, И.Левитана, братьев В. и К. Маковских.

Галерея имеет прекрасную коллекцию произведений полтавских мастеров: В.Волкова, И.Зайцева, Л.Позена, Г.Цисса, В.Магденко, Г.Мясоедова, П.Воробья.

Удалось сохранить наибольшее собрание картин М.А.Ярошенко.

Помещение, которое занимает сокровищница, передано музею в 1999 году  к 1100-летию основания Полтавы.

Литературно-мемориальный музей В.Г.Короленко. (Улица Короленко 1)

В доме, где сейчас расположенный музей, Владимир Галактионович Короленко прожил свои последние 18 лет.

Здесь он написал немало известных произведений. В частности, очерки о Сорочинской трагедии, цикле публикаций против смертных приговоров, которые безосновательно выносили военно-полевые суды. Здесь начал автобиографический роман "История моего современника". Писательскую деятельность В. Г. Короленко объединяет с публицистикой. Он также редактирует журнал "Русское богатство", печатается в центральных периодических изданиях.

Музей В.Г.Короленко существует с 1928 года. Сохранилось немало личных вещей Владимира Галактионовича - письменный стол, письменные принадлежность, рукописи, книги. Стрелки часы показывают время, когда умер их хозяин - 22 часа 32 минуты.

Дом, сад, флигель имеют тот вид, которыми видел их писатель за жизнь.

Своим талантливым пером, своим чистым, пламенным сердцем, своим неугомонным характером В. Г. Короленко всю жизнь защищал обездоленных, оскорбленных, бедных.

Когда в 1905-1906 годах волна еврейских погромов прокатилась царской Россией, Полтаву это бедствие обошло благодаря В.Г.Короленко. Он просто выходил на площадь и часами успокаивал людей, призвал их к здравому смыслу. И здравый смысл побеждал, так как авторитет В.Г.Короленко в Полтаве был безграничный.

В середине 90-х лет XIX века, когда В. Г. Короленко еще жил в Нижнем Новгороде, группу крестьян-мультанцев безосновательно предъявили обвинение в ритуальном убийстве. В.Г.Короленко едет в далекую Удмуртию защищать их в суде. Перед выступлением в суде получает телеграмму из Нижнего Новгорода - умерла его маленькая дочурка. Трудно себе представить, как ему было тяжело, но все же таки он выступил. Блестящая защитная речь В.Г.Короленко поставила точку в этом длинном деле. По приговору суда обвинение было снято. Через семнадцать лет после известного на всю Россию "мультанского дела" история повторилась уже в Киеве. На этот раз в ритуальном убийстве мальчика предъявили обвинение ни в чем не виновному еврею Бейлису.

И снова, как и в "мультанском деле", защищать безосновательно обвиняющегося приглашают В.Г.Короленко. Он печатает свои статьи в защиту в киевских газетах, и суд присяжных отвергает обвинение относительно Бейлиса (хотя и с преимуществом лишь в один голос). Спасен был не только Бейлис. Еврейские погромы на всей территории империи, которые были бы спровоцированные ошибочным обвинительным приговором и которые уже потихоньку готовились, просто не состоялись.

В 1918 году Короленко создает в Полтаве Лигу защиты детей. Благодаря ей тысячи мальчиков и девочек были спасены от голода, беспризорности, насилия.

В.Г.Короленко в Полтаве знал почти каждый человек. Вот почему, когда в трудном 1921 году писатель умер, множество полтавчан пришли провести его в последний путь.

 

Усадьба - музей Панаса Мирного. (улица Панаса Мирного 52)

       

Эту усадьбу Панас Мирный (настоящая фамилия Афанасий Яковлевич Рудченко) приобрел в 1903 году.

Имя Панас Мирный уже известно среди украинских литераторов. Уже были напечатанны и получили высокую оценку основные его произведения: повести "Лихие люди",  "Лихо давнє й сьогочасне", роман "Хіба ревуть воли, як ясла повні?", пьеса "Лимерівна". Вышли две части романа "Повiя". Афанасий Яковлевич любил свой уголок. Сам он садил деревья; отдыхая, прогуливался возле пруда под старыми вербами, радушно встречал здесь друзей. А их было немало.

В доме - семь комнат. Каждая имела свое назначение: кабинет, гостиная, комната жены, детская, и т.п.

Около тысячи вещей, которые принадлежали непосредственно семье Панаса Мирного, рассказывают о его жизни и творчестве. Такого количества мемориальных экспонатов нет ни в одном музее Украины.

В кабинете - письменный стол Афанасия Яковлевича, его счёты, посошок, книги.

Интересным экспонатом является большой сундук - в ней писатель сохранял свои рукописи.

На стене гостиной - старая фотография, на которой изображенные известнейшие деятели украинской культуры, которые приехали на торжественное открытие памятника И.П.Котляревскому и пришли к Афанасию Яковлевичу. Узнаём М.Коцюбинского, О. Пчілку, Гната Хоткевича.

В этом дому в 1920 году Афанасий Яковлевич умер.

Памятник Панасу Мирному на его усадьбе установлен в 1951 году.

 

2.            ПАМЯТНИКИ - ДАНЬ ПОЧЁТА ПОТОМКОВ

 

Мемориальный комплекс солдатской славы.

Здесь покоятся воины, которые отдалили своя жизнь, защищая Полтаву от фашистских захватчиков.

Генерал О.И.Зыгин, Герой Советского Союза полковник М.П.Кучеренко и его сын старший лейтенант М.М.Кучеренко, фронтовой корреспондент газеты "Правда” П.О.Лидов, полковник В.Ф.Балакин, полковник А.М.Ляхов, секретаре подпольного обкома партии С.Ф.Кондратенко и Г.Ф.Яценко, партизаны-подпольщики, офицеры, сержанты, солдаты - их имена остались навсегда в названии уютных полтавских улиц, в нашей памяти.

В центре мемориала - скульптура солдата-освободителя. Это уже немолодой мужчина - солдат-отец, который до войны, наверное, сеял хлеб, плавил сталь или учил маленьких детей. Рядом - высоченный трехгранный штык, на котором надпись: "Слава героев бессмертна".

Солдат держит в руках щит с изображением памятника Славы. Слава прадедов в далеком 1709-м стала славой их правнуков в той последней жестокой войне.

Вечный огонь на мемориале привезен из Могилы Неизвестного Солдата, которая находится в Киеве. Его зажег дважды Герой Советского Союза О.И.Родимцев.

Сотни людей, молодых и старых, богатых и бедных, счастливых и не очень, приходят сюда поклониться памяти героев. Слава героев бессмертна.

 

Памятник И.П.Котляревскому. Большой праздник рождения.

Во время подготовки к празднованию столетия со дня выхода в свет "Энеиды" Ивана Петровича Котляревского было решено соорудить памятник её творцу.

Благотворительные взносы на памятник выдающемуся украинскому поэту поступали не только из Полтавщины, не только из Украины, а и из отдаленных уголков России.

А главные творцы шедевру - скульптор Л.В.Позен и архитектор О.Г.Ширшов - работали бесплатно. Свою работу талантливые художники считали подарком Полтаве. Памятник изготовлен в мастерской мастера П.Певного.

Это был первый в мире памятник великому поэту Украины.

На фигурном постаменте высится бронзовый бюст И.П.Котляревского. Снизу бюст украшен венком с лентами, который символизирует почет и память.

Посредине постамента с каждой стороны видим небольшие сценки из произведений Ивана Петровича.

Как завещание поэта звучит отрывок из "Наталки Полтавки", выбитый на постаменте:

Де згода в сімействі,

Де мир і тишина,

Щасливі тем люде,

Блаженна сторона.

В день открытия памятника И.П.Котляревскому Полтава, без преувеличения, стала культурной столицей Украины. В церемонии приняли участие известнейшие украинские литераторы, музыканты, актеры, в том числе: М.Коцюбинский, Леся Украинка, Гнат Хоткевич, Николай Лысенко, Афанасий Мирный, Олена Пчілка, Васыль Стефаник. В числе присутствующих - В.Короленко. Почетной гостьей праздника была 111-летняя Варвара Федоровна Лелечиха. В молодые года она работала служанкой в И.П.Котляревского и потом через всю свою длинную жизнь пронесла о нем теплые воспоминания.

Множество цветов, венков легло в тот день к подножию памятника классику новой украинской литературы И.П.Котляревскому.

В дальнейшем торжества происходили в Просветительском доме им. Н.В.Гоголя (ныне кинотеатр "Колос"). Читали приветственные адреса. Н.Н.Коцюбинский, в частности, сказал: "Сто лет прошло, как то заброшенное под сельскую стреху слово, будто феникс из пепла, воскресло снова в устах отца украинской литературы - Ивана Котляревского, зазвучало по всему миру".

На второй день слушали праздничный концерт: исполняли народные песни, кантату М. В. Лысенко "На вечную память И.И.Котляревскому". Дирижировал сам Николай Витальевич. Потом ставили "Наталку Полтавку" с участием ведущих украинских актеров. Наталкой в тот день была Л. Линецкая, Петром - А.Жулинский. Роль Николая выполнял М.Садовский, Терпилихи - С.Тобилевич, Возного - И.Карпенко-Карий, Выборного - М.Кропивницкий. Последним аккордом праздника стала встреча делегатов на усадьбе Панаса Мирного. Созвездие гениев осенило усадьбу Афанасия Яковлевича на все ее дальнейшую жизнь.  Это был безусловно один из самых счастливых дней в её жизни.

И.П.Котляревского нет с нами уже 165 лет. Неумолимое время одним приносит забвение, другим – бессмертие.

 

Памятник М. В. Гоголю

В дни празднования столетия со дня рождения Н.В.Гоголя общественность Полтавы решила соорудить памятник великому писателю. Начали собирать добровольные взносы.

В 1915 году Л.В.Позен бесплатно воздвиг бронзовую скульптуру Н.В.Гоголя. Но   она пролежала на одном с вагонов почти два десятилетия, пока в 1934 году,  при праздновании  125-летия писателя,  памятник, наконец был установлен.

Н.В.Гоголь родился на Полтавщине. Здесь прошло его детство. Три года он жил в Полтаве, учился в уездном училище, потом у частного учителя Гавриила Сорочинского.

И когда уже жил в Петербурге, много раз приезжал к матери, в родовое имение. Яновщину,  что возле Больших Сорочинцов, проводил здесь летний отдых. По разным делам неоднократно наведывался в Полтаву.

Именно благодаря гениальному перу Николая Васильевича мир узнал о волшебной Диканьке, неповторимых миргородских помещиках, любовался нашим Днепром.

На памятнике мы видим Н.В.Гоголя во время работы: в правой руке - карандаш, на левом колене – записная книжка.

И, может, именно в этот миг появятся в записной книжке незабываемые слова: „чуден Днепр при тихой погоде...".

 

Памятник Т.Г.Шевченко.

Памятник Т.Г.Шевченко украсил Полтаву в 1926 году. Скульптор Иван Кавалеридзе выполнил памятник  в малоизвестному тогда жанре - кубизма. Великан Тарас будто возникает из могущественной гранитной скалы. На пьедестале - строки из "Завещания:

І вражою злою кров'ю

Волю окропіте.

Во время Великой Отечественной войны памятник пострадал - была оторвана рука, значительно повреждено лицо поэта.

Как упоминает в своей последней книге Л.С.Вайнгорт, восстанавливать памятник власть долго не разрешала - хотела оставить его разрушенным как одно со свидетельств фашистского варварства. И со временем его все же таки восстановили. И не напрасно. Возле памятника Тарасу собираются полтавчане в дне национальных праздников. Кто несет песню, кто горячее слово, кто букет цветов.

Т.Г.Шевченко много раз бывал на Полтавщине, дважды посещал Полтаву. Во время пребывания в Полтаве в 1845 году сделал рисунки собора, дома Котляревского, Крестовоздвиженского монастыря.

Полтавская тематика прослеживается в его произведениях "Близнецы", "На вечную память И.П.Котляревскому".

 

Памятник казацкой славы

Открыт памятник был  в    1994    году    на    Панянском      бульваре.   Авторы   проекта:   скульптор  В.Билоус, художник В.Батурин.

Полтавчане увековечили знаменитых сынов своей земли, которые отдали жизнь за свободу Украины в глубокую древность.

Возле подножия символического кургана - два бунчука. На его вершине - огромный казацкий крест и лаконичная надпись: "Украинским погибшим казакам".

 

Памятник Н.В.Склифосовскому.

Н.В.Склифосовский известен прежде всего своими исследованиями в области брюшной хирургии. В Историю медицины вошел как первый директор Петербургского клинического института усовершенствования врачей, был организатором и главой первого съезда русских хирургов.

Начиная с 1871 года, каждое лето Николай Васильевич проводил в пригородном селе Яковцах, в имении жены Софьи Александровны. А с 1900 года постоянно поселился здесь. Н.В.Склифосовский общается с полтавскими врачами, консультирует больных. Жители Яковцов приходили лечиться к Николаю Васильевичу прямо в его усадьбу.

Когда не стало сына Бориса, Н.В.Склифосовский строит неподалеку от своего имения школу для маленьких яковчан, удерживает её на собственные средства.

С западной стороны Яковцов есть лесок, который еще и до сих пор зовут в честь дочери Н.В.Склифосовского – красавицы Тамары – Тамарин лес. Яковчане упоминают, что часть деревьев садил здесь сам Николай Васильевич.

Старожилы Яковцов рассказывают, что, когда у крестьян заканчивались продовольствия, они шли к Софии Александровны - отказа в помощи не было.

А красавица Тамара зачастую угощала крестьянских детей вкусными конфетками.

Давно уже нет семьи Склифосовских, но сохранился их дом в дальних Яковцах, дача на Терновщине, небольшая школа, которую построил выдающийся ученый. Живое признательная память земляков об этих добрых, искренних, настоящих людей.

Памятник выдающемуся ученому-хирургу Николаю Васильевичу Склифосовскому сооружён в 1979 году на территории областной клинической больницы, которая носит его имя.

 

 

Полтавская битва. Свидетели ратной славы.

 

Музей Полтавской битвы. (улица Шведская могила 32)

Музей Полтавской битвы открыт в 1909 году - к 200-летию битвы.

В залах небольшого одноэтажного дома, рядом из Сампсониевской церковью, было размещено приблизительно 300 экспонатов.

Инициатором создания музея Полтавской битвы и его первым директором стал преподаватель  политической истории Полтавского кадетского корпуса Иван Францевич Павловский.

Во время гражданской войны музей неоднократно грабили, и вскоре его закрыли. Экспонаты, которые остались, И.Ф.Павловский сначала перепрятывал у себя дома, а потом передал к Центральному Пролетарскому Музею (теперь краеведческий музей), где они и сохранялись некоторое время.

Возрождение музея русской славы произошло в 1950 году. Ценные исторические реликвии поступили из Москвы, Ленинграда, других городов бывшего Советского Союза. Среди экспонатов - немало образцов артиллерийского, огнестрельного и холодного оружия тех времен, боевые флаги русских и шведских полков, подлинные вещи Петра.

Нельзя не упомянуть о самых талантливых произведениях живописи, которые сохраняются в музее Полтавской битвы. Огромное полотно с изображением одного из главных фрагментов Полтавского боя заказал художнику Пьеру Дени Мартену (младшему) сам Пётр І, художнику Жану Марку Натье он позировал в 1717 году во время пребывания в Франции "на водах", а картина Юрия Репина "Петр І перед Полтавским боем" стала лауреатом на выставках мирового уровня.

Интересно, что сам дом, где расположился музей после своего второго открытия, имеет отношение к военной истории - здесь был приют для воинов-инвалидов, участников российско-турецкой войны 1877-1878 лет.

Перед входом в музей - памятник Петру. Сверху постамента, под правой ногой Петра видим автограф скульптора А. Адамсона и дату - "1915 год".

Скульптуру Петра І в его полный рост - 2 метра 4 сантиметра заказали полтавские кадеты к юбилею своего учебного заведения. Несколько лет скульптура стояла в вестибюле кадетского корпуса, потом её перепрятывали, чтобы сохранить.

А с 1950 года бронзовый Петр І, одетый в мундир полковника Преображенского полка, величаво встречает всех посетителей музея Полтавской битвы.

 

Братска могила русских воинов, которые погибли в Полтавском бое.

На второй день после Полтавской битвы русские воины прощались со своими погибшими товарищами.

В 4-м часу утра по приказу Петра І на поле Полтавской битвы было вырыто две могилы; одну - меньшую - для офицеров, другую - для рядовых, капралов и унтер-офицеров. В них похоронено 1345 воинов. Над братской могилой насыпали большой курган. На  вершине кургана царь собственноручно поставил деревянный крест.

В 1894 году братская могила русских воинов приобрела тот вид, который имеет ныне. 39 ступенек ведут к вершине кургана, на которой стоит огромный гранитный крест.

На восточной стороне креста выбитые сведения о тех, кто похоронен здесь. На западной стороне читаем слова Петра І перед боем. "А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния вашего".

В 1907 году в самом кургане сооружена часовенка Петра  и Павла.  Во время гражданской войны её, как и музей Полтавской битвы, ограбили. Ныне часовенка не функционирует.

В 1856 году на месте погребения русских воинов была открыта Самсониевская  церковь.   Сампсониевской её назвали потому, что победа над шведами пришлась на день Святого Сампсония. Внутренние  росписи  церкви, которые, кстати, сохранились, делали ученики самого В.М.Васнецова под его непосредственным надзором и руководством.

Необходимо вспомнить почтового чиновника Иосифа Судиенко, который завещал большой капитал на оказание почестей памяти павших в Полтавской битве русских воинов. Прошло так много времени, что лишь процентов от той суммы хватило на сооружение монумента на братской могиле русских воинов и Сампсониевской церкви.

 

Памятник погибшим шведским воинам от русских.

Огромная шведская армия навсегда оставила на поле Полтавского боя больше 7 тысяч воинов.

Через два столетия, в 1909 году, русское государство соорудило им этот памятник.

Читаем надпись: "Вечная память храбрым шведским воинам, павшим в бою под Полтавой 27  июня 1709 года".

 

Памятник шведам от соотечественников.

Сооруженный в 1909 году к 200-летию Полтавской битвы по проекту шведского скульптора Теодора Лундберга. Памятник представляет собой усеченную пирамиду из светлорозового гранита. Верхний край этой пирамиды несколько скошен на север, который, как пишет В.Ф.Волосков, у скандинавских народов символизирует глубокую скорбь. Надпись на памятнике шведским и русским языками: "В память шведам, павшим здесь в 1709 году, воздвигнут соотечественниками в 1909 году". Вокруг памятника  низенькие гранитные тумбы, соединенные цепью. Они будто предохраняют этот камень печали, привезенный из далекой Швеции.

Интересно знать, что существенно сэкономить на транспортировке памятника в Полтаву, и приобрести участок земли для него помог известный нефтяной предприниматель Эммануель Нобель, племянник всемирно известного ученого Альфреда Нобеля.

Раньше считалось, что на месте, где стоит памятник, покоятся павшие в бою шведские офицеры, но современные историки утверждают, что места погребений шведских воинов остались неизвестными.

Памятник находится по правую сторону Зеньковской трассы, в районе  пригородного села Побыванки.

 

Памятник знаменитым защитникам Полтавы и коменданту крепости А.С.Келину.

Шведский король Карл XII мечтал без трудностей одолеть небольшую крепость Полтаву. Пополнив здесь запасы продовольствия и оружия, Карл XII надеялся расположиться в ней укрепленным лагерем и отсюда вести переговоры с татарским ханом об открытии второго фронта. К счастью, всё вышло наоборот.

На бронзовой табличке, которая на памятнике, вычеканены слова: "Доблестному коменданту Полтавы полковнику Келину и знаменитым защитникам города в 1709 году". А на обратной стороне памятника надпись более детальная: " 1-го апреля 1709 года Карл XII осадил Полтаву. Три месяца гарнизон и жители героически отбивали атаки шведов. Последние ожесточенные штурмы отбиты доблестными полтавчанами 21-22 июня, после чего Карл XII снял осаду Полтавы".

Надо кое-что прибавить: желание завладеть Полтавой у Карла XII было слишком пылким. Поэтому постоянно крепость атаковали, обстреливали из пушек, подбрасывали взрывчатку под земляные крепостные валы. От шведского короля полтавцам присылались угрозы и ультиматумы.

     Масштабы потерь поражают: во время осады Полтавы были убиты 6176 шведских воинов и 1186 защитников Полтавы.

Наиболее жестокие бои велись возле Мазуровских ворот Полтавской крепости - там, где красуется сейчас этот памятник.

Символика памятника традиционная. Обозлённый лев - мужество, смелость, решительность защитников Полтавской крепости.

Памятник установлен в 1909 году. Ему досталась сложная и не совсем счастливая судьба. В 1921 году из верхушки сняли двуглавого византийского орла - из политических соображений. Во время фашистской оккупации все бронзовые части, в том числе и скульптура лева, были демонтированные и вывезенные к Германии.

В первые годы после победы над фашистами памятник был полностью восстановлен.

О коменданте крепости полковника Алексея Степановича Келине известно немного. После Полтавы, получив чин генерал-майора, он принимал участие ещё в нескольких кампаниях Северной войны и уже в преклонном возрасте вышел в отставку.

Жил где-то в Украине. Когда и где умер А.С.Келин, где похоронен, неизвестно. Но, наверное, до конца жизни упоминал он небольшую Полтавскую крепость, которая подарила ему славу полководца, тёплую встречу с царем, признательную память потомков.

 

Памятник на месте отдыха Петра І после Полтавской битвы.

Второго дня после полтавской победы, 28 июня 1709 года, Петра І в сопровождении свиты торжественно встречали полтавцы.

Рядом со Спасской церковью, в доме казака Магденко тогда квартировал комендант Полтавы А.С.Келин, и царь Пётр І остался на отдых именно здесь.

Дом Магденко был деревянный, имел лишь три комнаты и кухню, на дворе стоял небольшой купол. Во время пребывания в Полтаве Петр І долго расспрашивал Келина о деталях защиты крепости, осматривал крепостные сооружения, присутствовал на молебне в Спасской церкви.

На следующий день после приезда в Полтаву, т.е. 29 июня, у Петра был день именин. Скорее всего, праздновал он его именно здесь, но об этом историки не упоминают.

Когда дом Магденко был разобран, на его месте возвели небольшую временную стелу. А в день 140-летия Полтавской битвы, 27 июня 1849 года горожане впервые увидели этот замечательный памятник. Создал его петербургский профессор А.П.Брюллов, кстати, брат известного художника К.П.Брюллова. А.П.Брюллов проектировал также Дворцовую площадь в Петербурге, Пулковскую обсерваторию.

Основная идея памятника воплощена в нескладных аллегориях: спокойный величавый лев на фоне герба России символизирует отдых выдающегося государственного лица после боя. Эту же мысль подчеркивают меч, шлем и лавры полководца на вершине памятника. На памятнике надпись: "Пётр І покоился здесь после подвигов своих. 27 июня 1709 г".

 

Маленькие земляные крепости - редуты.

Накануне баталии на будущем поле Полтавской битвы по приказу Петра І было сооружено 10 земляных крепостей-редутов. Каждый редут представлял собой замкнутый со всех сторон земляной вал трехметровой высоты, окруженный очень глубоким рвом. Площадь редута - 50x50 метров.

Расстояние между редутами равнялось средней прицельной дальности выстрела винтовки - к тому времени 300 метров.

В середине редута находились воины (120-150 человек) и обязательно 1-2 пушки.

Редуты сыграли большую роль на начальном этапе боя. Каждый редут шведы вынужденные были атаковать отдельно. Это значительно нарушало их стройные боевые порядки, делало более уязвимыми для выстрелов русских солдат.

Одиночные редуты использовались довольно широко ещё в далеком прошлом, а такая система земляных укреплений с успехом была использована впервые в Полтавском бое.

Гранитные обелиски на месте бывших редутов сооружены в 1939 году, а один из редутов полностью восстановлен - мы видим его таким, каким он был во время баталии. Показательный редут для истории восстановили полтавские кадеты в 1909 году - к празднованию 200-летия победы над шведами.

 

Hosted by uCoz