Главная Прогулки Тайны Гостевая книга Ссылки Контакты Форум

  Харьков Экскурсионный

Будянский Фарфорофаянсовый Завод



Главный корпус завода.

Цех штамповки тарелок.

Процесс изготовления сырой тарелки

Тарелка, не прошедшая обжиг

Аппарат для нанесения рисунка на тарелку

Этот же аппарат в работе

Производственный процесс на заводе.

Синдром выборов

Основатеь завода Матвей Кузнецов.

В заводском музее.


Внимание! Данная страница не имеет отношения к администрации завода, который в настоящее время к сожалению закрыт. Мы не занимаемся производством фаянса, и не можем дать координаты его производителей. По производственным вопросам и по вопросам реализации фаянсовых изделий к нам просьба не обращаться.

История создания фаянсового производства в посёлке Буды Харьковской губернии уходит корнями к 1887 году, когда начала работу фабрика Матвея Сидоровича Кузнецова. Матвей Кузнецов — один из самых видных предпринимателей Российской империи конца ХIХ — начала ХХ веков. Именно при нём создававшийся и приумножавшийся десятилетиями семейный бизнес Кузнецовых оформился как “Товарищество фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова”. Матвей Сидорович Кузнецов — талантливый, предприимчивый промышленник — поставлял фарфор по всей России. Он не просто продолжил дело своего отца и деда, а вывел его на качественно новый уровень — значительно увеличил мощности заводов, доставшихся ему по наследству, приобрел новые, расширил ассортимент, рынки сбыта, успешно конкурировал с европейскими и восточными производителями фарфора. В 1887 г. на месте винокурни сельского помещика Т.Г.Котляра начала действовать “Ново-Харьковская фабрика М.С.Кузнецова в Будах”. Промышленное производство началось в 1887 году, а официальное открытие завода состоялось 1 октября 1888 года.
      Предтеча нынешних творений, полуфаянсовые изделия очень скоро сменились на настоящий фаянс, а затем и на фарфор из материалов «исключительно русского происхождения». На фабрике, по сведениям за 1895 г., изготовлялось более 1000 образцов всевозможных предметов на сумму до 500000 руб. в год. Фабрика имела 9 горнов, из них 3 для обжига фарфора и 6 для обжига фаянса. Рабочих было 2141 человек.
      Производил завод и традиционно трактирный, и модный товар для городских обитателей. Поначалу тут только копировали зарубежные образцы – в формах, декоре… Но и крестьянский покупатель привнес свою лепту: миски-трактирки, кружки, кувшины, хозяйственные банки, украшенные цветами и букетами, очень близкими к народным настенным росписям и рисункам на сундуках, дышали свежестью природы. Тогда, впервые в русском фарфоре, Кузнецов использовал рисунок, нанесенный штампом при помощи трафарета, сочетавшийся с ручной допиской. Очень скоро «Будянский фаянс» стал самым большим и самобытным предприятием по выпуску столового фаянса на украинских землях.
      Ко второй половине XIX века Матвей Кузнецов, владелец нескольких крупных фарфорофаянсовых заводов, превратился в крупнейшего производителя фарфора, фаянса и майолики на мировом рынке и стал обладателем звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества».
      Кузнецов внимательно cледил за новинками продукции и технологий на мировом рынке, стремясь внедрить на своих заводах все последние достижения. В 1910 году французская фирма «Фор» выпустила автоматы для формовки чашек с толстыми стенками. Кузнецов тут же купил эти машины. В 80-е годы в Западной Европе стало модным украшать фарфор переводными рисунками способом декалькомании — многоцветной печати, полностью имитирующей ручную роспись. Эта технология была моментально освоена и в Будах. Неудивительно, что за 40 лет существования товарищества не было ни одной выставки или смотра промышленности, где бы Кузнецов не добился успеха. Похвальная грамота на Парижской выставке, медаль – на Всероссийской, право изображать герб Российской империи на своей продукции, звание поставщика Двора Его Императорского Величества – лишь основные его показатели.
      Много всяких событий заслуживает включения в летопись Будянского фаянсового завода. С первого дня существования завод поражал современников своим прогрессивным техническим оснащением. В 1901 году тут была установлена самая мощная по тем временам паровая машина «Компаунд», а запуск в 1911 году туннельной печи для обжига литых изделий стал настоящим переворотом в технологии производства посуды. Перед первой мировой войной Будянский фаянсовый завод выпускал 11 млн. единиц фаянсовых изделий в год, а уже в 1940г. – в 4 раза больше. В 1922 году предприятие было включено в состав всеукраинского треста Фарфор-фаянс-стекло».
      Капитальное переоснащение производственной базы в годы первых пятилеток делает «Будянский фаянс» одним из лидеров производства фаянса в Советском Союзе. Почти разрушенный во время Великой Отечественной Войны, завод был полностью восстановлен в 1951г., выходя на довоенный уровень производства. В первые послевоенные годы на смену малопроизводительным круглым горнам пришли 3 туннельные печи. Затем все тепловые агрегаты были переведены на газ. В 60-е осуществлен переход на безкапсельный обжиг утильных изделий в туннельных печах, механизирована подача фаянсовой массы, установлены 11 конвейерных сушил, пущены поточные линии, внедрены в производство формовочные полуавтоматы. Все это способствовало наращиванию выпуска изделий, значительному улучшению их качества и повышению производительности труда.
      В 1971-1974 годах осуществлена первая очередь реконструкции предприятия: построены и оснащены современным оборудованием корпуса вспомогательных цехов, массозаготовительного, формовочно-литейного производств, электроподстанция, склады сырья, очистные сооружения. Все это, а также повышение квалификации кадров рабочих, инженерно-технических работников и художников позволило значительно увеличить выпуск продукции, улучшить ее качество, расширить ассортимент (в десятой пятилетке произведено 396 млн.ед. изделий, т.е. более 60 млн. в год). В одиннадцатой пятилетке предприятие взяло курс на увеличение выпуска крупнополых изделий и повышение уровня их художественного оформления. В70-80 годах «Будянский фаянс» занимал первое место в Украине по объемам выпуска продукции (60,5 млн. изделий 74 наименований в год) – каждое четвертое изделие, производимое советской фаянсовой промышленностью, было изготовлено в Будах.
      На заводе было 13 цехов: массозаготовительный, модельно-литейный, формовочный, первого обжига, второго обжига, живописный, упаковочный, ремонтно-механический, ремонтно-строительный, транспортный, электротехнический, паросиловой, механизации и автоматизации.
      АОЗТ «Будянский фаянс» – сегодня один из немногих заводов в Европе, сохранивший производство полного цикла. Путь от маленького кусочка глины до готового изделия, а то и до шедевра гончарного искусства долог и непрост. Основными составляющими фаянсовой массы являются глина, каолин и кварцевый песок. После смешивания трех компонентов, полученная фаянсовая суспензия проходит процесс обогащения и выдерживается в массохранилище 7-10 суток.
      Существует два основных способа производства фаянсовых изделий – формовка и литье. Первый способ – производство на гипсовых формах – предназначен только для посуды, имеющей округлые черты: тарелок, чашек, салатниц, блюдец. Как только изделия приобретают узнаваемый силуэт, их сушат, заглаживают поверхность и края. Затем сырец передается на 1-й обжиг или декорирование керамическим красками, ангобами и солями металлов.
      Изделия, имеющие сложный рельефный дизайн, производят с помощью литья. В качестве материала в этом случае используется шликер – жидкая фаянсовая масса. А гипсовые формы для литья делают по моделям изделий. Высушенную посуду извлекают из форм, замывают и передают на первый обжиг. Температура первого обжига достигает 1250°C, а длится он до 22 часов. Затем обожженные изделия (утиль) отправляются в живописный цех на декорирование. Этот сложный и требующий особого умения и таланта процесс подвластен только истинным мастерам. Рисунок наносится специальными высокотемпературными красками, состоящими из оксидов металлов или их соединений. И поскольку он наносится под глазурь, то сохраняется в течение всей жизни изделия.
      Основное производство было оснащено поточно-механизированными линиями, формовочно-сушильными агрегатами, автоматами пакетной глазуровки, полуавтоматами оправки, шлифовки, нанесения лент, рисунка методом глубокой печати, упаковки. В 80-х были проведены работы по расширению модельно-литейного цеха. В старом помещении формовочного цеха были установлены высокопроизводительные литейно-сушильные агрегаты. С целью улучшения товарного вида выпускаемой продукции, в первую очередь столовых сервизов и пиал, был создан новый участок по изготовлению деколи живописном цехе. С 1 января 1987 года завод перешел на работу в условиях самоокупаемости и самофинансирования. 90-е годы с их переворотом во всей экономике и устройстве страны в целом были не легкими для предприятия, но завод не останавливался.
      2000 год можно считать новым этапом развития предприятия. Современная команда руководителей изменила систему управления предприятием и внесла инновации в производственный процесс: печи реконструировали, ввели механизм разработки и ввода в производство новых видов изделий и декоров, на заводе появились службы логистики и маркетинга. Благодаря всему этому, продукция АОЗТ «Будянский фаянс» сегодня с честью выдерживает конкуренцию со всемирно известными марками.
      За последние полтора года на заводе было приобретено, смонтировано и освоено современное оборудование для основных цехов. Благодаря комплексному переоборудованию предприятия, повышению требований по безусловному выполнению рабочих и технологических инструкций и режимных карт в производственных цехах, проведению ряда технических мероприятий и организационных мер, предприятие добилось заметного улучшения качества продукции и снижения потерь от брака, что является важным условием реализации концепции завода: «Качество на первом месте».
      Высокое качество продукции в 2004 году было отмечено международной премией «Золотая торговая марка», а в 2003 год предприятие получило награду «Вища проба» за безупречное качество изделий.


Музей

История основания музея началась с удивительной находки. В 80-х гг. ХХ в. были обнаружены стальные доски, гравированные неизвестными мастерами. Дивясь затейливым узорам, современныебудянские художники восхищались искусством людей, отдававших весь свой талант и душу любимому делу. Так родилась идея собрать под одной крышей все достижения и примеры высокого искусства разных поколений мастеров. Чтобы каждый желающий мог воздать дань уважения тем, кто своими руками творил славу будянского фаянса.
      На 160 кв.м. разместилась экспозиция из более чем 2 тысяч работ будянских художников, еще около 8 тыс. изделий находятся в хранилище. Они готовы в любой момент пополнить ряды экспонатов.
      Музей Будянского фаянсового завода начинается со стенда истории завода, где почетное место занимает портрет основателя и владельца завода – Матвея Сидоровича Кузнецова. Также здесь расположены различные награды, грамоты, благодарственные письма и поздравления, адресованные как предприятию, так и его коллективу. Датируются они различными годами, что свидетельствует об активной деятельности завода во все периоды с момента его создания.
      В дореволюционный период на заводе выпускалась преимущественно массовая продукция, но была и такая, которую изготавливали под заказ. Оценив перспективу работы с крестьянами, Кузнецов начал выпускать трактирные миски, кружки, кувшины и хозяйственные банки. В своих работах будянские мастера воплощали весь свой талант и энтузиазм.
      Один из старейших экспонатов музея - блюдо, расписанное Максимом Ивановичем Станиным в 1897г., - два крупных, ярких, живых яблока на белом фоне и слова по борту: «Хлеб-соль».
      Постреволюционная тематика художественного фаянса отразила в себе знаки времени. Фаянс принял аллегории, символы новой жизни - электрификации, индустриализации, коллективизации. Одна за другой стали появляться агитационные тарелки и блюда с изображениями и лозунгами, рожденными бурными временами. Характерной особенностью оформления посуды в период с 1919 по 1950 г. были вырезные края и фигурные ручки, придававшие посуде особое изящество. Всемирно известным экспонатом музея стала ваза «10 лет Победы над немецко-фашистскими захватчиками». Целый год вазу готовили 5 художников-скульпторов: Мирошниченко А.А., Сень И.П., Николаев Н.Б., Пиманкин Ю.Т., Панасюк С.В. И еще много людей в каждом цехе, на каждом участке, через которые прошла эта уникальная ваза… А главное – проходила она через людские сердца, судьбы авторов. Понимание ценности этой вазы приходит только после знакомства с ее историей.
      В цехе изготовлено было 5 ваз, но при обжиге 4 из них треснули. Сохранилась только одна, та, которую обжигали в муфельной печи по частям. На нее нанесли рисунок, изображающий орден Победы и всенародное ликование и орнамент из золота нескольких проб (живописец Н.Б.Николаев). Эта ваза побывала в исторических музеях Киева, Москвы и Харькова. Долгое время ее изображение являлось фирменной обложкой популярнейшего всесоюзного журнала «Огонек».
      В 1888г в церквушке, расположенной на территории завода, был построен удивительной красоты камин. Затем его перенесли в живописный цех. На камине расположена фреска, изображающая мифологическую Юдифь, в правой руке которой меч, а в левой – голова мужчины, врага от которого она спасла свой родной город Карфаген. Во время войны, немцы оккупировавшие завод стреляли в эту фреску, поскольку Юдифь была еврейкой…
      И сейчас можно увидеть следы от пуль, попавших прямо в центр фрески…
      Экспозиция музея жива и подвижна: она постоянно пополняется новыми экспонатами. В ней представлены как наиболее творчески удачные и коммерчески успешные образцы продукции массового выпуска так и эксклюзивные работы талантливых будянских мастеров. Экспозиция включает в себя работы всех художников, когда-либо работавших на «Будянском Фаянсе»: тех, кто стоял у истоков и тех, кто создает его историю сейчас. Музей - это летопись будянского производства.
      


Харьков История и современость | | Харьков в годы войны | | Харьков транспортный | | Будянский фарфорофаянсовый завод | | Тарановка - Соколово | | Водянное - Змиёв - Коробов Хутор | | Чугуев - Балаклея | | Чугуев - Кочеток | | Изюм - Святогорск | | Старинные усадьбы Харьковщины | | Полтава | | Полтава - Диканька - Васильевка | | Днепропетровск | | Запорожье | | Белгород | | Санкт-Петербург


  САГА     Экскурсии     Прогулки     Гостевая книга      Контакты     Источники     Ссылки  
 


Hosted by uCoz