Главный корпус завода.
Цех штамповки тарелок.
Процесс изготовления сырой тарелки
Тарелка, не прошедшая обжиг
Аппарат для нанесения рисунка на тарелку
Этот же аппарат в работе
Производственный процесс на заводе.
Синдром выборов
Основатеь завода Матвей Кузнецов.
В заводском музее.
|
Внимание! Данная страница не имеет отношения к администрации завода, который в настоящее время к сожалению закрыт. Мы не занимаемся производством фаянса, и не можем дать координаты его производителей. По производственным вопросам и по вопросам реализации фаянсовых изделий к нам просьба не обращаться.
История создания
фаянсового производства в посёлке Буды Харьковской губернии
уходит корнями к 1887 году, когда начала работу фабрика Матвея Сидоровича
Кузнецова. Матвей Кузнецов — один из самых видных предпринимателей Российской
империи конца ХIХ — начала ХХ веков. Именно при нём
создававшийся и приумножавшийся десятилетиями семейный бизнес Кузнецовых
оформился как “Товарищество фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова”.
Матвей Сидорович Кузнецов — талантливый, предприимчивый промышленник —
поставлял фарфор по всей России. Он не просто продолжил дело своего отца и
деда, а вывел его на качественно новый уровень — значительно увеличил мощности
заводов, доставшихся ему по наследству, приобрел новые, расширил ассортимент,
рынки сбыта, успешно конкурировал с европейскими и восточными производителями
фарфора. В 1887 г. на месте винокурни сельского помещика Т.Г.Котляра начала действовать “Ново-Харьковская фабрика М.С.Кузнецова
в Будах”. Промышленное производство началось в 1887
году, а официальное открытие завода состоялось 1 октября 1888 года. Предтеча нынешних
творений, полуфаянсовые изделия очень скоро сменились
на настоящий фаянс, а затем и на фарфор из материалов «исключительно русского
происхождения». На фабрике, по сведениям за 1895 г., изготовлялось более 1000
образцов всевозможных предметов на сумму до 500000 руб. в год. Фабрика имела 9
горнов, из них 3 для обжига фарфора и 6 для обжига фаянса. Рабочих было 2141 человек. Производил завод и
традиционно трактирный, и модный товар для городских обитателей. Поначалу тут
только копировали зарубежные образцы – в формах, декоре… Но
и крестьянский покупатель привнес свою лепту: миски-трактирки,
кружки, кувшины, хозяйственные банки, украшенные цветами и букетами, очень
близкими к народным настенным росписям и рисункам на сундуках, дышали свежестью
природы. Тогда, впервые в русском фарфоре, Кузнецов использовал рисунок,
нанесенный штампом при помощи трафарета, сочетавшийся с ручной допиской. Очень
скоро «Будянский фаянс» стал самым большим и
самобытным предприятием по выпуску столового фаянса на украинских землях. Ко второй половине XIX
века Матвей Кузнецов, владелец нескольких крупных фарфорофаянсовых
заводов, превратился в крупнейшего производителя фарфора, фаянса и майолики на
мировом рынке и стал обладателем звания «Поставщик Двора Его Императорского
Величества». Кузнецов внимательно cледил за новинками продукции и технологий на
мировом рынке, стремясь внедрить на своих заводах все последние достижения. В
1910 году французская фирма «Фор» выпустила автоматы для формовки чашек с
толстыми стенками. Кузнецов тут же купил эти машины. В 80-е годы в Западной
Европе стало модным украшать фарфор переводными рисунками способом
декалькомании — многоцветной печати, полностью имитирующей ручную роспись. Эта
технология была моментально освоена и в Будах. Неудивительно,
что за 40 лет существования товарищества не было ни одной выставки или смотра
промышленности, где бы Кузнецов не добился успеха. Похвальная грамота на Парижской выставке, медаль – на Всероссийской,
право изображать герб Российской империи на своей продукции, звание поставщика
Двора Его Императорского Величества – лишь основные его показатели. Много всяких событий
заслуживает включения в летопись Будянского
фаянсового завода. С первого дня существования завод поражал современников
своим прогрессивным техническим оснащением. В 1901 году тут была установлена
самая мощная по тем временам паровая машина «Компаунд», а запуск в 1911 году
туннельной печи для обжига литых изделий стал настоящим переворотом в
технологии производства посуды. Перед первой мировой
войной Будянский фаянсовый завод выпускал 11 млн.
единиц фаянсовых изделий в год, а уже в 1940г. – в 4 раза больше. В 1922 году
предприятие было включено в состав всеукраинского треста Фарфор-фаянс-стекло». Капитальное переоснащение
производственной базы в годы первых пятилеток делает «Будянский
фаянс» одним из лидеров производства фаянса в Советском Союзе. Почти
разрушенный во время Великой Отечественной Войны, завод был полностью
восстановлен в 1951г., выходя на довоенный уровень производства. В первые
послевоенные годы на смену малопроизводительным круглым
горнам пришли 3 туннельные печи. Затем все тепловые агрегаты были переведены на
газ. В 60-е осуществлен переход на безкапсельный
обжиг утильных изделий в туннельных печах, механизирована подача фаянсовой
массы, установлены 11 конвейерных сушил, пущены поточные линии, внедрены в
производство формовочные полуавтоматы. Все это способствовало наращиванию
выпуска изделий, значительному улучшению их качества и повышению
производительности труда. В 1971-1974 годах
осуществлена первая очередь реконструкции предприятия: построены и оснащены
современным оборудованием корпуса вспомогательных цехов, массозаготовительного, формовочно-литейного производств, электроподстанция,
склады сырья, очистные сооружения. Все это, а также повышение квалификации
кадров рабочих, инженерно-технических работников и художников позволило
значительно увеличить выпуск продукции, улучшить ее качество, расширить
ассортимент (в десятой пятилетке произведено 396 млн.ед.
изделий, т.е. более 60 млн. в год). В одиннадцатой пятилетке предприятие взяло
курс на увеличение выпуска крупнополых изделий и
повышение уровня их художественного оформления. В70-80 годах
«Будянский фаянс» занимал первое место в Украине по
объемам выпуска продукции (60,5 млн. изделий 74 наименований в год) – каждое
четвертое изделие, производимое советской фаянсовой промышленностью, было
изготовлено в Будах. На
заводе было 13 цехов: массозаготовительный,
модельно-литейный, формовочный, первого обжига, второго обжига, живописный,
упаковочный, ремонтно-механический, ремонтно-строительный, транспортный,
электротехнический, паросиловой, механизации и автоматизации.
АОЗТ
«Будянский фаянс» – сегодня один из немногих заводов
в Европе, сохранивший производство полного цикла. Путь от маленького кусочка
глины до готового изделия, а то и до шедевра гончарного искусства долог и
непрост. Основными составляющими фаянсовой массы являются глина, каолин и
кварцевый песок. После смешивания трех компонентов, полученная фаянсовая
суспензия проходит процесс обогащения и выдерживается
в массохранилище 7-10 суток. Существует
два основных способа производства фаянсовых изделий – формовка и литье. Первый
способ – производство на гипсовых формах – предназначен только для посуды,
имеющей округлые черты: тарелок, чашек, салатниц, блюдец. Как только изделия
приобретают узнаваемый силуэт, их сушат, заглаживают поверхность и края. Затем
сырец передается на 1-й обжиг или декорирование керамическим
красками, ангобами и солями металлов. Изделия,
имеющие сложный рельефный дизайн, производят с помощью литья. В качестве материала в этом случае используется шликер – жидкая
фаянсовая масса. А гипсовые формы для литья делают по моделям изделий.
Высушенную посуду извлекают из форм, замывают и передают на первый обжиг.
Температура первого обжига достигает 1250°C, а длится он до 22 часов. Затем
обожженные изделия (утиль) отправляются в живописный цех на декорирование. Этот
сложный и требующий особого умения и таланта процесс подвластен
только истинным мастерам. Рисунок наносится специальными высокотемпературными
красками, состоящими из оксидов металлов или их соединений. И поскольку он
наносится под глазурь, то сохраняется в течение всей жизни изделия. Основное производство
было оснащено поточно-механизированными линиями, формовочно-сушильными
агрегатами, автоматами пакетной глазуровки, полуавтоматами оправки, шлифовки,
нанесения лент, рисунка методом глубокой печати, упаковки. В 80-х были
проведены работы по расширению модельно-литейного цеха. В старом помещении
формовочного цеха были установлены высокопроизводительные литейно-сушильные
агрегаты. С целью улучшения товарного вида выпускаемой продукции, в первую очередь столовых сервизов и пиал, был
создан новый участок по изготовлению деколи
живописном цехе. С 1 января 1987 года завод перешел на работу в условиях
самоокупаемости и самофинансирования. 90-е годы с их переворотом во всей
экономике и устройстве страны в целом были не легкими для предприятия, но завод
не останавливался. 2000 год можно считать
новым этапом развития предприятия. Современная команда руководителей изменила
систему управления предприятием и внесла инновации в производственный процесс:
печи реконструировали, ввели механизм разработки и ввода в производство новых
видов изделий и декоров, на заводе появились службы
логистики и маркетинга. Благодаря всему этому, продукция АОЗТ «Будянский фаянс» сегодня с честью выдерживает конкуренцию
со всемирно известными марками. За последние полтора года
на заводе было приобретено, смонтировано и освоено современное оборудование для
основных цехов. Благодаря комплексному переоборудованию предприятия, повышению
требований по безусловному выполнению рабочих и технологических инструкций и
режимных карт в производственных цехах, проведению
ряда технических мероприятий и организационных мер, предприятие добилось
заметного улучшения качества продукции и снижения потерь от брака, что является
важным условием реализации концепции завода: «Качество на первом месте». Высокое качество продукции в 2004 году было
отмечено международной премией «Золотая торговая марка», а в 2003 год
предприятие получило награду «Вища проба» за
безупречное качество изделий.
Музей
История
основания музея началась с удивительной находки. В 80-х гг. ХХ в. были обнаружены
стальные доски, гравированные неизвестными мастерами. Дивясь затейливым узорам,
современныебудянские художники восхищались
искусством людей, отдававших весь свой талант и душу любимому делу. Так
родилась идея собрать под одной крышей все достижения и примеры высокого
искусства разных поколений мастеров. Чтобы каждый желающий мог воздать дань
уважения тем, кто своими руками творил славу будянского
фаянса. На 160 кв.м. разместилась экспозиция из
более чем 2 тысяч работ будянских
художников, еще около 8 тыс. изделий находятся в хранилище. Они готовы в любой
момент пополнить ряды экспонатов. Музей Будянского
фаянсового завода начинается со стенда истории завода, где почетное место
занимает портрет основателя и владельца завода – Матвея Сидоровича Кузнецова.
Также здесь расположены различные награды, грамоты, благодарственные письма и
поздравления, адресованные как предприятию, так и его коллективу. Датируются
они различными годами, что свидетельствует об активной деятельности завода во
все периоды с момента его создания. В дореволюционный период
на заводе выпускалась преимущественно массовая продукция, но была и такая,
которую изготавливали под заказ. Оценив перспективу работы с крестьянами,
Кузнецов начал выпускать трактирные миски, кружки, кувшины и хозяйственные
банки. В своих работах будянские мастера воплощали весь свой талант и
энтузиазм. Один из старейших
экспонатов музея - блюдо, расписанное Максимом Ивановичем Станиным
в 1897г., - два крупных, ярких, живых яблока на белом фоне и слова по борту:
«Хлеб-соль». Постреволюционная тематика художественного фаянса
отразила в себе знаки времени.
Фаянс принял аллегории, символы новой жизни - электрификации, индустриализации,
коллективизации. Одна за другой стали появляться агитационные тарелки и блюда с
изображениями и лозунгами, рожденными бурными временами. Характерной
особенностью оформления посуды в период с 1919 по 1950 г. были вырезные края и
фигурные ручки, придававшие посуде особое изящество. Всемирно известным
экспонатом музея стала ваза «10 лет Победы над немецко-фашистскими
захватчиками». Целый год вазу готовили 5 художников-скульпторов: Мирошниченко А.А., Сень И.П., Николаев Н.Б., Пиманкин Ю.Т., Панасюк С.В. И еще
много людей в каждом цехе, на каждом участке, через которые прошла эта уникальная
ваза… А главное – проходила она через людские сердца, судьбы авторов. Понимание
ценности этой вазы приходит только после знакомства с ее историей. В
цехе изготовлено было 5 ваз, но при обжиге 4 из них треснули. Сохранилась
только одна, та, которую обжигали в муфельной печи по частям. На нее нанесли
рисунок, изображающий орден Победы и всенародное ликование
и орнамент из золота нескольких проб (живописец Н.Б.Николаев). Эта ваза
побывала в исторических музеях Киева, Москвы и Харькова. Долгое время ее изображение
являлось фирменной обложкой популярнейшего
всесоюзного журнала «Огонек». В
1888г в церквушке, расположенной на территории завода, был построен
удивительной красоты камин. Затем его перенесли в живописный цех. На камине расположена фреска, изображающая мифологическую Юдифь, в правой руке которой меч, а в левой – голова
мужчины, врага от которого она спасла свой родной город Карфаген. Во
время войны, немцы оккупировавшие завод стреляли в эту
фреску, поскольку Юдифь была еврейкой… И
сейчас можно увидеть следы от пуль, попавших прямо в центр фрески… Экспозиция
музея жива и подвижна: она постоянно пополняется новыми экспонатами. В ней
представлены как наиболее творчески удачные и коммерчески успешные образцы
продукции массового выпуска так и эксклюзивные работы
талантливых будянских мастеров. Экспозиция включает в
себя работы всех художников, когда-либо работавших на «Будянском
Фаянсе»: тех, кто стоял у истоков и тех, кто создает его историю сейчас. Музей
- это летопись будянского производства.
Харьков История и современость | |
Харьков в годы войны
| | Харьков транспортный | | Будянский фарфорофаянсовый завод | | Тарановка - Соколово | |
Водянное - Змиёв - Коробов Хутор | |
Чугуев - Балаклея | | Чугуев - Кочеток | | Изюм - Святогорск | | Старинные усадьбы Харьковщины | | Полтава | | Полтава - Диканька - Васильевка | | Днепропетровск | | Запорожье | | Белгород | | Санкт-Петербург
|