Памятник Иосафу Белгородскому возле Троицкого собора в Белгороде.
Часовня-Купальня рядом с источником святой воды в Изюме.
Отель "7 ветров" в Изюме.
Казачий хутор рядом с отелем "7 ветров".
Виды с горы Кременец на Изюмскую луку.
Вид на меловую скалу с Николаевской церковью.
Трапезная лавры.
Покровский храм.
Часовня на берегу Донца.
Скит святых Антония и Феодосия.
Строящаяся Кирило-Мефодиевская лестница.
Вид на подворье монастыря с мелового утёса.
Вид на Донец с мелового утёса.
Вид на Лысую гору (ныне гору Артёма).
Николаевская церковь.
Дуб Камышева.
Вид на монастырь с Лысой горы.
Макет мелового утёса в XVII веке.
Макет территории монастыря XIX века.
Ворота скита Всех Святых.
Могила святого Иоанна Затворника.
Поездка
проходит через два города, в котором имеются остановки – Изюм и Святогорск. Оба
они по-своему интересны, но рассматривать эти два города в данном тексте мы
будем по отдельности.
Изюм
Изюм
– третий по количеству жителей после Харькова и Лозовой город в области,
раскинулся в живописной излучине Северского Донца, у подножия легендарной горы
Кременец. Упоминание русской сторожи «Изюмская сакма»
имеется в письменных источниках за 1571 год. В 1660-х годах здесь обосновалась
небольшая группа переселенцев. В документах 1680 года поселение называется
Изюмским городком. В 1680-х годах на месте нынешнего Изюма
была построена крепость, которая состояла из большого и малого городов.
Там, где был «большой» город, ныне центральная часть Изюма. Главным сооружением
здесь являлась крепость, занимавшая почти четверть территории «большого
города». В крепости был построен пятикупольный
Преображенский собор, один из семи сохранившихся по сегодняшний день культовых
сооружений XVII века. Изюм – один из полковых городов Слобожанщины, основание которого тесно
связано с именем одного из основателей Харькова полковника Лаврентия Шидловского. По всей видимости, с личностью полковника Шидловского связана постройка как Преображенского собора в
Изюме, так и Покровского храма в Харькове, настолько сходна их архитектура. Изюмский
район Харьковской области занимает уникальное значение, как один из самых
зелёных, и самых красивых регионов не только Харьковской области, но и Украины
в целом. Здесь находится такое уникальное явление природы, как Изюмская лука.
Река Северский Донец делает от села Левковка огромную
петлю. По автодороге от Левковки до Изюма всего 18
километров, в то время, как по реке более 80. Такая
ярко выраженная петля представляет собой довольно необычное явление. Есть
предположение, что в древние времена территория, окаймленная излучиной,
находилась под водой. На подробном географическом атласе, изданном в начале XVII века
Меркатором в Амстердаме: возле Северского Донца,
несколько выше от впадения в него Оскола, то есть в нынешней Изюмской луке,
изображено огромное озеро, длина которого 70, а ширина 35 километров, короткая
речка изливает в Донец
избыток вод этого озера. Изюмский
район занимает первое место в области по лесистости. Его лесистость более сорока
процентов, лесистость Змиевского района примерно 30% ,а самая низкая лесистость
в Лозовском районе – около 5%, (в среднем по области
18%). На
южной окраине Изюма возвышается гора Кременец, которая является геологическим
памятником природы. Работники Изюмского спецлесхоза посадили здесь лес. И рядом
с первозданной дубравой зашумели листвой липы, клёны, тополя. Участок
искусственных лесопосадок площадью в 68 гектар был объявлен заповедным. Отнесён к категории парков – памятников садовопаркового
искусства местного значения. Место
расположения дендрария можно увидеть, выезжая из Изюма на юг. При
подъезде к городу, мы, как и в старину, видим сначала гору Кременец, а потом
Свято – Вознесенский собор. Часть
города перед Донцом ещё не расстроилась, многоэтажных домов здесь практически
нет. Со Свято – Вознесенским собором
связана история об Песчанской чудотворной иконе
Божьей Матери. Эта история связана с именем митрополита Белгородского святителя
Иоасафа. Вот что передаётся в имеющемся при церкви «Сказании»
об этой иконе: «В 1754 году святитель Иоасаф,
объезжая свою епархию, в состав которой входила и нынешняя Харьковская
губерния, прибыл в Изюм. Первая церковь, которую он посетил, была Вознесенская
церковь в предместье города, называемом «Замостье».
Встреченный духовенством и войдя в притвор, святитель с изумлением остановился
и начал всматриваться в большую икону богоматери, стоявшую в углу притвора и
служившую как бы перегородкой, за которым ссыпали уголь для кадила. Долго с
умилением смотрел он на икону, потом, осенив себя крёстным знамением, пал перед
нею на колени и громко произнёс: «Царица небесная! Прости небрежность твоих
служителей, не ведают бо, что творят». Потом, сделав благочинному замечание за небрежное отношение к святыне,
сказал: «почему этот образ не поставлен на лучшем месте? В сем образе преизобилует особая благодать божья» и приказал поставить
образ в более приличном месте. Благочинный в оправдание заметил, что в церкви
много икон от старого иконостаса, которым нет места. Тогда святитель быстро
выйдя на середину церкви, посмотрел на все стороны, и
обратив внимание на большой киот сзади левого клироса, и сказал: «вот самое
приличное место для иконы божьей матери. Поставить её на место этих обветшавших
икон, и чтоб стояла она на этом киоте». С тех пор и помещается икона на этом
месте даже после перенесения церкви. После сооружения новой церкви, икона
размещается в ней». Святитель
Иоасаф прожил в Изюме более трёх дней, ежедневно
утром и вечером молился перед этой иконой. Весть о внимании, обращенном
святителем на икону распространилась между жителями и многие стали прибегать к
ней, как к имеющей особую благодать., к тому же начали передавать слух, что
святитель перед выездом из Белгорода видел сон: будто осматривал он церкви, и в одной из них увидел на куче сора икону со светлым
сиянием, причём неизвестный голос указал на эту икону, как на источник
благодати для страны. Сегодня
святитель Иоасаф канонизирован, его мощи покоятся в
белгородском Преображенском соборе. Иоасаф считается
святым покровителем города Белгорода, о чём вещает множество бигбордов, там же
в конце Свято-Троицкого бульвара, возле Троицкого
собора, ему установлен памятник.
В Преображенском соборе, рядом с мощами святителя Иоасафа
установлена табличка с описанием истории обретения иконы Песчанкой Божьей
матери. По
сегодняшний день к этой иконе едут паломники. За храмом находится источник,
возле которого выстроена часовня – купальня.
В этой часовне купаться можно только в рубашке, температура воды в любое время
года примерно одинакова - ~11 C0. При
выезде из Изюма мы делаем короткую остановку возле отеля «7 ветров». Расположен
отель со столь романтическим названием на вершине горы Кременец. Рядом с отелем
находится «Казачьий хутор» - мини зоопарк. Но главная
его достопримечательность – вид с горы на Изюмскую луку, наряду с видом с
Казачьей горы в Коробовых хуторах, считается лучшим
видом в области. В этом альбоме он представлен в трёх ракурсах:
Святогорский
Успенский монастырь является одним из древнейших монастырей Православной Руси.
Из архивных документов несомненно известно, что до начала строительства первых
наземных храмов в ХVII-м
веке, весь монастырь был сосредоточен в пещерах, внутри меловой скалы.
Предположительно там же находился главный Успенский пещерный храм, утерянный
впоследствии в результате обвала. Время основания обители уже в ХVII веке было неизвестно. Однако сохранившиеся исторические
литературные памятники и сравнительный анализ архитектуры и традиций различных
пещерных монастырей дают возможность относить возникновение обители к VIII-IX векам,
а её основателями считать византийских иноков-иконопочитателей
с христианского Востока. В ХVII веке в Византии в Константинопольской
Церкви вспыхнула иконоборческая ересь. Вследствие гонения
от еретиков-иконоборцев, пользовавшихся поддержкой византийских
императоров, многие православные убегали на окраины империи, скрываясь от
мучителей. Больше же всех пострадали иноки, бывшие самыми ревностными
почитателями святых икон. Тогда опустели все византийские монастыри, и иноки
бежали в различные страны: в Южную Италию, Дунайскую Готию,
в Крым и на Кавказ. По
одной из версий, одна из партий таких иноков, спасаясь от преследования, села
на корабль, намереваясь направиться в славянские земли. Пройдя Дарданелы и Босфор, они пересекли Чёрное море, прошли
Керченский пролив, и пройдя Азов, вошли в устье Дона. После, свернув в Донец и дойдя до меловой скалы,
они остановились, поражённые красотой здешних мест, и основали монастырь. По
другой версии, после Батыева нашествия и разорения
Киево-Печерской лавры, иноки лавры, спасаясь от преследователей, пришли в
Святые горы. Какая из этих версий верна? Кто знает... Как бы там ни было, на
момент заселения Слобожанщины монастырь уже существовал.
Святогорский монастырь в Псковской области (Пушкиногорье).
При
подходе к монастырю с моста открывается вид
на меловую скалу и храмовый комплекс. Далее мы проходим вдоль гостиничного
комплекса. В XIX
века гостиничных корпусов было несколько, для разных сословий, всего около
десятка корпусов. В главном корпусе в своё время проживали Чехов, Бунин, Немерович-Данченко, и другие известные люди. Кстати, книга
Василия Ивановича Немировича – Данченко
«Святыя горы» - репринтное
издание книги, изданной в XIX
веке, очень ярко описывает монастырь того времени, причём с точки зрения
мирского человека. Далее мы видим трапезную
монастыря, перестроенную из столовой санатория, построенной после войны
в сталинском стиле. До революции на этом месте находится
взорванный после храм. Во время реконструкции монастыря этому зданию бывшей
столовой предан архитектурный облик, созвучный со стилем всего комплекса. Пройдя
далее, мы подходим к колокольне
Покровского храма, напротив которого
расположена часовня на берегу Донца.
Пройдя сквозь арку Покровского храма, мы оказываемся на главном подворье лавры, где расположен
кафедральный Успенский собор. Далее
мы пройдёмся по серпантину к Николаевскому храму. Дорога проходит мимо скита святых Антония и Феодосия, поднимаясь наверх. Во время подъёма открываются
виды на монастырь. При завершении подъёма, мы выйдем к Дубу Камышева, памятнику одному из героев Великой Отечественной войны. За
памятником расположен скит всех святых
в земле русской воссиявших – храмовый комплекс,
построенный в традициях русского деревянного зодчества, во многом напоминает Кижи. На сегодняшний день в монастыре два скита – Антония
и Феодосия и Всех Святых. До революции тоже было два –
Арсентьев, ныне заброшенный, и Спасов, на месте
крушения царского поезда под Борками в Харьковской
области. Если спуститься вниз от скита Всех святых, мы
попадём на бывшую могилу Иоанна–Затворника,
мощи которого ныне хранятся в Успенском соборе монастыря. Вернувшись
на алею, с которой открываются живописные виды окрестностей, и
обойдя по седлу горы, мы попадаем на вершину горы Фавор, на которой в XIX веке находился Рождественский храм,
снесённый после постройки памятника Артёму, поскольку оказался выше последнего.
Перейдя на сторону склона, обращённую к Донцу, мы увидим панорамы поймы Донца,
и вид самого монастыря сверху. Подойдя поближе к Николаевскому храму, перед
нами откроется самый красивый в лавре вид. Снизу, от подворья монастыря
поднимается Кирило-Мефодиевская
лестница, ещё не законченная на момент съёмки. За Донцом виден сам город Святогорск, впрочем, называемый
городом довольно условно, поскольку его население составляет порядка четырёх
тысяч человек. Над
всем монастырским комплексом нависает памятник пламенному революционеру
товарищу Артёму, вызывающий вполне
понятные чувства у верующих. Но
особенно хороша сама Николаевская церковь
– самое выдающееся сооружение
монастыря. Она построена на месте
бывшего пещерного храма, ископанного первыми насельниками ещё во времена
Киевской Руси, который после обвала двух верхних ярусов пещерного комплекса был
надстроен над уцелевшим алтарём. На
обратной дороге как правило минуют памятник Артёму,
так как считается, что нельзя в один день поклоняться и боги, и идолу. Верующие
на Лысой горе гости редкие, а служители монастыря там не появляются вообще. Но сегодня
у нас путешествие виртуальное, так что нам проще. Тем более
что на Лысой горе находится мемориал
в честь советских воинов, участвовавших в освобождении Донбасса от фашистов, а
поклониться им, или просто посетить мемориал, отнюдь не грех. На краю горы
стоит сам товарищ Артём, но всё-таки
его, как и статую Родины – Матери в Волгограде лучше воспринимать издали. Вблизи
мы можем прочитать бессмертные слова
о зрелище неорганизованных масс и о самом Артёме,
и увидеть вот такой вид. Но вид на монастырь и
окрестности, открывающийся с горы, бесподобен. На
обратном пути можно ещё раз завернуть в лавру. Хотя бы для того, чтобы посетить
иконные лавки и исторический музей историко-архитектурного заповедника города
Святогорска. В музее можно увидеть скифские
украшения и посуду, кольчугу
древнерусского воина, павшего в сражении с половцами. А жемчужиной музея, безусловно,
являются панорамы монастыря XVII и XIX веков. Уходя
из лавры, мы ещё раз пройдём через арку колокольни
Покровского храма, и обернёмся на мосту,
чтобы сделать прощальный снимок. >Приехать
в Святогорск, если вы не набрали группу для экскурсии проще всего электричкой
повышенной комфортности с вокзала Харьков-Левада на Дебальцево в 922,
и вернуться обратно электричкой Горловка-Харьков в 1930. Стоимость
проезда около 15 гривен (данные за 2009 год). И ещё совет, приезжайте в будний
день ранней весной, либо золотой осенью, тогда вы в полной мере насладитесь
красотой природы, поскольку в выходные, тем более летом,
в лавре ну просто очень многолюдно.