Проспект Ленина в районе площади Маяковского.
Фонтан на площади.
Вид на остров Хортица с площади Ленина.
Вид с той же точки на Днепровское водохранилище.
ДнепроГЭС.
Памятник Ленину.
Вид на начало проспекта Ленина с одноимённой площади.
Луг на острове Хортица.
ДнепроГЭС.
Старый Днепр.
Вид с Хортицы на центр города.
Вид на сечь.
Казацкий крест.
Сечь.
Главная площадь сечи.
Главный собор.
Казацкий знак.
Диарама в музее Запарожского казачества.
Весьма занятная литература, предлагаемая посетителям музея.
Посадка на катер в районе Павло-Кичкас.
Индустриальное Запорожье.
Отвалы.
|
Поездка в Запорожье - самая дальняя из однодневных экскурсий, предлагаемых из Харькова. В одну сторону расстояние триста километров, так что выезжать приходится не позже 7 часов утра.
Основным объектом, который интересует наших, харьковских, туристов является легендарная Запорожская Сечь, и символ индустриализации первых советских пятилеток Днепрогэс. Даже в большей степени Сечь. Но здесь нужно чётко понимать, что современный город Запорожье собственно к сечи имеет слабое отношение
Собственно Сечь являлась в эпоху гетманщины местом, куда стекались убегавшие от притеснений польских панов малороссийские крестьяне. Сечь не находилась на территории гетманщины. Она была за её пределами на территории так называемого Дикого Поля. То есть это была своего рода военная база, сторожевой пост, расположенный на пограничье русских и татарских земель. Сечь прикрывала Малороссию от татарских нашествий, и вся история сечи - это история борьбы с татарами.
Сечь была ликвидирована в Екатерининские времена, после того как была заселена современная Новороссия. Как только она потеряла военную роль, она перестала вписываться в наш край. Население Сечи не умело ничего другого, кроме как воевать, а в условиях мирного времени это их качество уже стало не нужно. Казаки разбились на две группы, одна из которых переселилась на Кубань, а другая за Дунай на тогдашние турецкие земли. Собственно город Александровск, впоследствии ставший Запорожьем, ни к казакам, ни к Сечи отношения не имеет. Это был уездный город Екатеринославской губернии.
Александровск развивался медленно: если в 1804 г. в посаде насчитывалось 387 дворов и 2 тыс. жителей, то в 1861 г. в 470 домах проживало 3819 человек. Вокруг Александровска иностранные переселенцы, главным образом выходцы из Восточной Пруссии, образовали несколько колоний. За рекой Мокрой Московкой расположилась, примыкая к городу, немецкая менонитская колония основанная в 1795 г., где проживали 293 человека. У Кичкасской переправы в 1790 г. образовались три немецкие менонитские колонии — Кичкас, Эйнлаге и Кронсвейде. В 1789 г. в урочище Хортица прибыли 288 немецких менонитских семей и основали здесь восемь поселений. Затем — с конца XVIII до середины XIX века — за Хортицей, на правом берегу Днепра, возникло еще 11 немецких колоний.
В начале XIX в. ускорился рост товарно-денежных отношений. Развивались ремесла и промыслы. В 49 домах ремесленники (с подмастерьями) изготовляли одежду, обувь, деревянную посуду, плели корзинки из лозы и рогоза, выполняли различные столярные работы и т. п. Женщины на самодельных станках ткали из конопли и льна полотно, напольные и настенные коврики, занимались вышивкой.
Несмотря на то, что Александровск являлся уездным городом, к концу 50-х годов XIX в. он был одним из самых незначительных в Екатеринославской губернии. Из каменных здесь имелись только три административных здания, тюрьма и продовольственный склад, остальные 469 строений были деревянными и глинобитными. Действовали три постоялых двора, трактир, конная почтовая станция. Четыре городские безымянные улицы не имели твердого покрытия и освещения, в непогоду утопали в грязи. Отсутствие водопровода и канализации способствовало распространению инфекционных болезней, особенно холеры, брюшного тифа, дизентерии.
В 70-х годах в Александровске и его пригородах действовали пять заводов сельскохозяйственного машиностроения. Город стал одним из основных центров , сельскохозяйственного машиностроения на Украине с высокой концентрацией производства и рабочего класса. В 1881—1905гг. здесь возникли десятки новых предприятий. Главным источником пополнения рядов рабочего класса были разорившиеся крестьяне Екатеринославской, Полтавской, Черниговской, Курской, Орловской и других губерний. На производство шли также разорившиеся местные кустари и ремесленники.
Развитию города в значительной мере способствовало строительство Екатерининской железной дороги. 15 ноября 1873 г. был открыт участок железной дороги Лозовая — Александровск с веткой на Екатеринослав, а спустя два года — завершено строительство дороги до Севастополя. К концу XIX в. на южной станции (ныне—Запорожье-1) созданы депо и железнодорожные мастерские с 600 рабочими. Отсутствие сквозного судоходства по Днепру обусловило особую роль Александровска как первой пристани за днепровскими порогами. Грузы (хлеб, уголь, скот, лес и др.) доставлялись по железной дороге до Александровска, здесь перегружались на баржи и направлялись вниз по Днепру к морским портам, главным образом в Одессу.
К началу XX в. Александровск стал заметным торговым центром на юге Украины. Четыре раза в год здесь собирались большие ярмарки, каждая из которых длилась неделю. .Торговали хлебом, скотом, сельскохозяйственными машинами, различной хозяйственной утварью. Оборот каждой ярмарки в среднем составлял от 50 тыс. до 175 тыс. рублей. В городе работали около 440 магазинов, лавок и других торговых заведений с годовым оборотом в 6,2 млн. руб. Общая сумма торгового оборота в городе в 1902 г. составила более 20 млн. руб. Имелись три городские и семь частных гостиниц, шесть постоялых дворов, три трактира, восемь харчевен. В конце XIX — начале XX вв. в Александровске, как и в других промышленных городах России, возросло число крупных фабрик и заводов, усилился приток иностранного капитала, происходил процесс концентрации производства. Основанная в начале 80-х годов XIX в. Александровская машиностроительная компания превратилась в промышленное объединение с 220 рабочими. В 1902 г. в состав крупного общероссийского синдиката "Продамет" вошел Александровский чугунно-литейный завод, а в следующем году во всероссийский синдикат "Гвоздь" — Александровский гвоздильный завод.
Усилился процесс развития банковского капитала. Уже в 90-е годы в Александровске действовали отделения общероссийских Азовско-Донского коммерческого, Харьковского и Бессарабско-Таврического земельных банков, городской общественный банк, а также две ссудосберегательные кассы.
Строительство второй Екатерининской железной дороги, прошедшей через Александровск и соединившей в 1902 г. Криворожский железорудный и Донецкий угольный бассейны, а также значительное расширение днепровской речной гавани и порта в устье р. Мокрой Московки дали новый мощный толчок развитию города и его экономики. По обеим железным дорогам шли грузы с сельскохозяйственными машинами и инвентарем, хлебом, углем, железной рудой, лесом, скотом и пр.
Была сооружена вторая железнодорожная станция — Александровск-II (ныне Запорожье-II) и при ней Центральные железнодорожные мастерские, где трудилось более 600 рабочих. Уже в 90-х годах XIX в. город становится важным пунктом найма рабочих.
В первые годы советской власти город становится символов индустриализации, здесь располагалась одна из самых известных строек первых пятилеток – Днепрогэс. С появлением плотины Днепрогэса уровень Днепра выше плотины поднялся, и река затопила знаменитые пороги, долгое время препятствовавшие судоходству на Днепре.
Основными объектами, которые мы смотрим во время городской экскурсии, является сам город, но много времени на него в однодневном варианте потратить не получается. Мы смотрим одну из центральных площадей города с парком и скульптурами, и едем на остров Хортица. Здесь в нашу программу входит музей Запорожского казачества (бывший музей истории города), новоотстроенная Сечь, точнее её муляж. Если позволяет время, то можно совершить прогулку на катере по Днепру. Как правило катаемся мы вокруг острова Хортица, но в фотоальбоме представлена прогулка по Днепровскому водохранилищу, начинающаяся от Павло-Кичкаса.
Как правило экскурсия в Запорожье – однодневная, но как вариант можно растянуть её на два дня, с проживанием либо в пансионате на Хортице, либо на базе «Днепрянка». Проезд в этом случае можно сделать на скоростном электропоезде Харьков – Запорожье.
Харьков История и современость | |
Харьков в годы войны
| | Харьков транспортный | | Будянский фарфорофаянсовый завод | | Тарановка - Соколово | |
Водянное - Змиёв - Коробов Хутор | |
Чугуев - Балаклея | | Чугуев - Кочеток | | Изюм - Святогорск | | Старинные усадьбы Харьковщины | | Полтава | | Полтава - Диканька - Васильевка | | Днепропетровск | | Запорожье | | Белгород | | Санкт-Петербург
|