Свято-Троицкий собор в Новомосковске.
Башни-близнецы
Дворец студентов - бывший дворец князя Потёмкина Таврического.
Преображенский собор
Нулевой верстовой столб.
Дом на проспекте Маркса.
Каменные бабы возле Исторического музея.
Набережная Днепра.
Левый берег Днепра
Монастырский остров.
Памятник Т.Г.Шевченко на Монастырском острове.
Мерефо-Херсонский мост
|
Поездка в Днепропетровск – одна
из самых дальних экскурсий из Харькова. Расстояние более 220 километров автобус
преодолевает при идеальных условиях за три часа. Но по дороге мы заезжаем в
Новомосковск, старинный и в то же время молодой город. Там мы смотрим
Свято-Троицкий собор – памятник архитектуры ещё казацких
времён заселения Новороссии. Это одно из семи храмовых зданий,
построенных в XVII веке, и
доживших до сегодняшних дней. Иногда говорят, что храм
построен без одного гвоздя. Может быть, когда-то так оно и было, но сегодня
гвоздей в конструкции храма предостаточно. Собор занимает целый квартал в
центральной части города. Поддержание здания собора в приличном состоянии – дело чести
для промышленных предприятий одной из самых индустриальных областей страны. После посещения Новомосковска,
мы въезжаем в Днепропетровск, или как его для краткости называют его жители,
Днепр. Сегодняшний город – третий по значению и по количеству жителей город
Украины после Киева и Харькова. Город,
как и большинство крупных городов Новороссии, русскоязычный. Возник он в 1776 году, уже как губернский город.
И более того, в рамках так называемого Греческого проекта, он в перспективе
должен был стать третей столицей империи, Южной Пальмирой, которая должна была
затмить Пальмиру Северную, то есть Санкт-Петербург. Питер, понятно дело, был и
есть город северный, холодный, а хочется тепла. Царь Пётр Великий перед тем,
как отвоевать у шведов устье Невы, пытался изгнать татар из устья Дона, правда,
безуспешно. Но, всё-таки от устья Невы к Европе ближе, чем от Азова, этим и был
предопределён столичный статус Петербурга. Но новый город на слиянии Самары
и Днепра уже при основании получил имя Екатеринослав, то есть город, славящий
Екатерину, славящий императора, и следовательно славящий Россию. Понятно, что
заурядным он быть просто не мог. Подробнее о греческом проекте можно прочитать
в статье «Афины
на Днепре» Как бы там ни было, Греческий
проект не удался, а Южной Пальмирой стала Одесса, город расположенный намного
южнее, и что самое главное, возле самого синего моря. О том, что статус Южной
Пальмиры был востребован, говорит тот факт, что вплоть до революции 1917 года
Одесса была третьим городом империи после Москвы и Питера. При въезде в Днепропетровск, мы
сначала минуем довольно большую левобережную часть, застроенную новостройками,
и вот наш автобус пересекает мост через Днепр. Направо
и налево
открывается панорама города с реки, панорама города-новостройки, архитектурными
доминантами которого становятся башни, так и хочется произнести
«башни-близнецы». Далее в город мы проезжаем
сквозь автомобильные пробки до проспекта Маркса и на Октябрьскую площадь, на
которой расположен Исторический музей, бывший музей имени Поля. Долгое время
его бессменным директором был Дмитрий Иванович Яворницкий, памятник которому
и ныне стоит возле музея. Возле музея экспонируются скифские каменные
бабы, когда-то хозяева половецких и хазарских степей. В сквере возле
музея памятник
Ломоносову. После музея мы посещаем на
выбор, либо диораму «Битва за Днепр», либо дом-музей Д.И.Яворницкого. За музеем расположен Преображенский
собор, который изначально проектировался как величайший храм
империи. Ограда
собора – это его проектировавшиеся размеры, сам храм
намного меньше. Рядом с собором верстовой столб, от которого планировалось
измерять расстояния по империи. За храмом находится парк
Шевченко, возле входа которого расположен дом-музей Д.И.Яворницкого. А в парке
расположен Днепропетровский дворец студентов – бывший дворец светлейшего
графа Потёмкина Таврического. Рядом открывается чудесный вид
на Днепр. Отсюда граф Потёмкин курировал заселение Новороссии – земли, ставшей
жемчужиной России, но потом так глупо утраченной... На Днепре, рядом с парком
Шевченко расположен Монастырский остров. Монастыря на нём уже
давно нет, но Свято-Николаевский храм, когда-то находившийся
в монастыре, отстроен. Рядом с храмом на главном аллее острова, также входящего
в парк Шевченко, находится памятник Т.Г.Шевченко. Заканчивается экскурсия
прогулкой на катере по Днепру. Для этого нам придётся выехать на набережную Днепра, где расположена
стоянка катеров. Набережная – любимое место
для прогулок горожан. С неё открывается вид
на левый берег, до которого более полутора километров. Днепр здесь намного
шире, чем в Киеве. И вот мы наконец отправились.
Погода в этот день была не очень, в любое время мог пойти дождь. Два
берега Днепра между собой связывает автомобильный мост,
по которому в неопределённом будущем должно пройти ещё и метро. С реки хорошо
смотрятся знаменитые
башни-близнецы.
Днепропетровск – город промышленный, о чём свидетельствуют ряды труб
предприятий на левом берегу, выпускающих разноцветный дым. К сожалению, Днепропетровск
наряду с Кривым Рогом и Запорожьем – один из самых грязных городов в стране.
Маршрут катера проходит вдоль Монастырского
острова, который от нас сначала с одного борта,
а потом с другого.
Мимо проплывают яхты, при наличии такой воды её грех не
использовать для спорта. Вскоре катер проходит под Мерефо-Херсонским
мостом. Харьковчан часто удивляет такое название моста
в дальнем от нас городе, странно, что кто-то помнит о существовании маленькой
Мерефы за пределами Харьковской области. Название моста объясняется просто –
кратчайший путь из центра России (Москвы, Питера) в Херсон и Николаев проходит
через Днепропетровск. И в конце XIX века
была построена железная дорога Харьков-Херсон, которая отходит от основной
магистрали Москва-Крым-Кавказ именно в Мерефе, и идёт далее через Красноград, Новомосковск,
Днепропетровск-Южный, Апостолово. Этот мост – самый грандиозный на всей трассе,
впервые в СССР мост построен с поворотом над рекой. Но сегодня эта железная
дорога не используется, поезда Москва-Николаев, и Харьков-Херсон идут по другим
маршрутам. Почему? Сложно сказать, в конце 80-х годов, перед самым крахом СССР
началась электрификация этой магистрали, линию протянули из Харькова до
Краснограда, но затем Украина обрела независимость, и начался дикий капитализм.
Не до строек тут уж. А сейчас тем более. Под мостом катер почти вплотную
подходит к острову,
дабы туристки могли поприветствовать своих коллег на берегу острова. Проплыв
мимо острова мы поворачиваем назад. Для корпоративных клиентов возможна
организация поездки на катере по более длинному маршруту, с пикником на борту.
Статья «Афины
на Днепре»
Ссылка по теме: Сайт Днепропертовского исторического музея
Харьков История и современость | |
Харьков в годы войны
| | Харьков транспортный | | Будянский фарфорофаянсовый завод | | Тарановка - Соколово | |
Водянное - Змиёв - Коробов Хутор | |
Чугуев - Балаклея | | Чугуев - Кочеток | | Изюм - Святогорск | | Старинные усадьбы Харьковщины | | Полтава | | Полтава - Диканька - Васильевка | | Днепропетровск | | Запорожье | | Белгород | | Санкт-Петербург
|