Главная | Прогулки | Тайны | Гостевая книга | Ссылки | Контакты | Форум |
Харьков Экскурсионный |
Исторические подземные полости ХарьковаФото подземелий под Харьковом Итак, подземные хода города Харькова. Мифы или реальность? Чего больше
- исторической правды или вымыслов охочих до сплетен горожан? В данной статье предпринята попытка анализа и обобщения разрозненной
информации, накопленной плеядой исследователей за десятки лет.
Метод исторической реконструкции совокупно с методом аналогий позволяет
на основе разрозненных достоверных исторических фактов создавать
близкие к истине модели. Мы имеем труды историков и краеведов, из
которых узнаем об устройстве городов и крепостей, развитии
экономических, военных и культурных отношений тех или иных регионов в те
или иные времена. Мы знаем время и обстоятельства образования Харькова и
можем предположить, что в начале своего развития он был похож на
другие города-крепости региона.
Согласно этим гипотетическим предположениям под Харьковом возможны
подземные сооружения изначально военного назначения, соответствующие
фортификационным нормам середины XVII века, частично переоборудованные для
хозяйственных целей.
Данные, подтверждающие это мнение, неравноценны по своей полноте и
достоверности, но, тем не менее, представляют определенный
исследовательский интерес. Прежде всего, обратимся к легендам.
Одна из самых устойчивых и весьма правдоподобных историй относится к
военному времени. Гласит она о том, что группа красноармейцев,
оставшихся в городе после отступления наших войск в течение нескольких
дней успешно обороняла дом Красной Армии. Это здание находилось на ул.
Университетской в пределах исторической части города. После нескольких
неудачных штурмов немцам удалось взять здание. Живых защитников внутри
не оказалось, предположительно они покинули свой последний бастион по
подземному ходу. Дальнейшая судьба солдат остается неизвестной по сей
день. По слухам, им удалось выйти из подземелий и присоединится к своим.
Подтверждений этому факту, однако, нет. В настоящее время здание
полностью разрушено. Другая легенда повествует о том, как в послевоенное время сотрудниками
уголовного розыска был окружен дом, в котором скрывался рецидивист.
Информация о том, что он находится в помещении, была достоверной. Когда
оперативники ворвались в дом, преступник обнаружен не был, хотя многие
признаки говорили о его недавнем присутствии. После тщательного обыска в
печи был обнаружен колодец, ведущий в подземный ход, по которому и
скрылся беглец. Интересная история была приведена в газете "Пламя" (№4 за 1925 год). Был
такой видный революционер тов. Артем (Сергеев), имя которого тесно
связано с Харьковом. Во время пребывания на нелегальном положении он
скрывался в доме для душевнобольных (Сабурова дача). Охранке стало
известно об этом, была проведена облава. Артему удалось скрыться через
подземный ход.
В подземный ход, образовавшийся в результате провала в Мордвиновском
переулке, было отправлено двое заключенных для разведки. Через двое
суток они вышли на поверхность в районе Лысой горы. Запасшись
провиантом, заключенные опять отправились под землю и с тех пор их никто
не видел. Косвенным подтверждением существования подземной связи между главными
соборами города является легенда, гласящая о том, как одна и та же
чудотворная икона одновременно появлялась в трех храмах во время служб.
Точное время ведь не фиксировалось, расстояние между храмами небольшое,
так что за 3-5 минут резвый монашек вполне мог донести икону из одного в
другой по подземному ходу. Имеются и письменные источники, в которых о существовании подземных
пространств упоминается весьма определенно.
Д.И.Багалей, известный, в частности, своими историческими трудами о
Слобожанщине и Харькове упоминал о существовании подземных коммуникаций в
черте древней крепости. Преподобный Филарет пишет о подземном ходе
Хорошевского женского монастыря и, также о ходах под городом. Ценность этих свидетельств в том, что они наиболее близко во временном
отношении находятся ко времени реальной эксплуатации ходов. С другой
стороны, кроме общей информации, никаких данных в их трудах не
приводится.
Сведения о подземельях известны из материалов комитета по подготовке
12 археологического съезда, проходившего в Харькове в 1902 г. Вполне
достойные люди - ректор университета Щелков и профессор Леваневский
предоставили письма в адрес комитета, в которых описали достоверные
случаи обнаружения подземных ходов.
Подробная информация получена и в результате деятельности губернской
подземной комиссии, расследовавшей в 1913 году случаи обнаружения провалов
в подземные пустоты. В советское время исследованиями ходов занимался краевед В.Иволгин. В
журнале "Пламя" №12 за 1924 год опубликована его большая статья,
посвященная обследованиям подземных ходов. Более подробно о своих
впечатлениях от подземных прогулок Иволгин написал в книге "Подземный
Харьков".
Планы фрагментов ходов имеются в архиве покойного архитектора
П.И.Романова (1911-1987г.г.), который уделял поискам подземелий
немало внимания. Им была проведена колоссальная работа по сбору и
систематизации разнообразных сведений о случаях находок подземных
пустот. По данным Романова, таких случаев было не менее 50 (!). Вполне достоверные сведения о существовании подземных пространств под
городом встречаются в отчетах проектно-изыскательских организаций,
связанных с вопросами строительства и реконструкции зданий и сооружений.
К примеру, в 1967 году проводились инженерно-геологические изыскания
для строительства кафе "Чудесница" на пл. Советской Украины. При бурении
скважины наткнулись на глубине 4.8 м на кирпичный свод, далее провал
инструмента на метр и еще метр насыпи, состоящей из строительного
мусора.
В 1979 году в процессе выяснения причин деформации Успенского собора
изыскатели наткнулись на засыпанный подземный ход, проходящий в
непосредственной близости от здания.
Имеются заслуживающие доверия свидетельства очевидцев. Так, например,
бывший преподаватель юридической академии, ныне пенсионер, видел хода,
вскрытые котлованом при строительстве магазина "Диетический" в
центральной части города. Он же свидетельствует о том, что в
послевоенное время на "блошином" рынке появлялись предметы старины, в
частности, оружие, детали конской сбруи, извлеченные из подземных ходов. Съемочной бригаде телеканала "Первая Столица" даже удалось попасть в
тупиковый фрагмент древнего хода под зданием старого оперного театра.
Старожилы Харькова помнят, что в фойе городского исторического музея
раньше висела карта подземных ходов центральной части города. Схемы с
нанесенными на них ходами хранятся также в областном управлении
архитектуры. Можно найти их и в городской библиотеке им.Короленко.
Наконец, изредка происходящие провалы, однозначно говорят о наличии
неких подземных пустот. Так, в 1852 году на ул. Пушкинской под землю
провалилась корова, в 1867 - в Мордвиновском переулке провал поглотил
конного жандарма, в 1894 - жертвой стал вагон конки, а в советское время
- во дворе горисполкома автомобиль и в районе Гончаровской плотины -
трамвай.
Таким образом, подтверждений тому, что некогда Харьков имел
разветвленную подземную сеть оборонительного назначения достаточно. По
оценкам П.И.Романова суммарная длина подземных галерей достигала 5 км.
Подземные полости заложены частично в зеленых глинах палеогенового
возраста, частично в вышележащих суглинках. По описаниям очевидцев можно
выделить три типа ходов. Первые высотой 2 м и шириной у основания 2 м, в
сечении яйцеобразные, переход от стены к своду плавный, сглаженый.
Обложены большим 8-кг кирпичом на известковом растворе. Вторые - высотой
1.85 м, шириной 1 м, стены параллельные, свод полукруглый. Обложены
кирпичом стандартного размера на известковом растворе. Третий тип ходов
имел деревянную крепь. Морфометрические параметры неопределены. Все
вышесказанное относится к галереям. Имелись же и камеры разной формы и
размера, иногда оборудованные вентиляционными колодцами. Уже в начале XX века было обнаружено, что подземные полости частично
заполнены продуктами размыва вышележащих толщ и несут следы
периодических затоплений. В настоящее время, учитывая возможность
формирования техногенных водоносных горизонтов, вызванных утечками из
водонесущих коммуникаций, ходы могут быть частично затоплены. Главные вопросы, занимающие современных исследователей подземного
пространства, заключаются в том, насколько сохранились древние
лабиринты, все ли их участки попали в поле зрения, что сейчас
представляют собой пустоты под городом.
Известно, что часть подземных ходов была использована при реконструкции
городской канализации и теплосетей. Так что сейчас по некоторым
тоннелям текут ливневые и сточные воды, проложены трубопроводы.
Некоторые участки были перерезаны фундаментами зданий, причем начался
этот процесс еще в конце девятнадцатого века. Были случаи вторичного
использования подземного пространства под погреба, винные и
мануфактурные склады, ледники, кузницу, котельные, выгребные ямы и
прочие помещения хозяйственного назначения.
Наконец, усилиями энтузиастов из харьковского спелеоклуба "Вариант" в
2003 году были выполнены обследования и картографирование ряда подземных
объектов на территории города. Один из таких фрагментов системы подземных ходов находится в конце
ул.Рымарской. Этот участок был обнаружен еще в 1913 г. при строительстве
жилого дома, т.н. "усадьбы Фреймана". Предприимчивый землевладелец
приспособил часть подземного пространства для размещения котельной. В
этом качестве помещение существует и теперь. Примечательно, что
очертания фрагмента сохранившегося хода, опубликованные в газете "Утро" в
1913 году, полностью совпадают с данными съемки, выполненной спустя 90
лет. Т.е. дополнительного разрушения хода за эти годы не произошло.
Проникнуть в помещение можно через каменную лестницу в подвале
пристройки, либо через вентиляционную отдушину в своде. Еще один участок был обнаружен в результате специальных работ во дворе
горисполкома (пл.Конституции). Для проникновения в ход, обнаруженный в
результате бурения, был вырыт шурф глубиной 6,5 м. В кирпичном своде,
вскрытом шурфом, было пробито отверстие, через которое спелеологам
удалось проникнуть внутрь. Пространство оказалось на 3/4 затопленным
грунтовыми водами. Обнаруженный фрагмент был обследован и закартирован.
Два ответвления оказались перекрыты завалами. Сохранившаяся часть
частично заполнена глинистым и песчаным материалом. Своды несут следы
полного затопления. В сводах имеются трещины, проломы, прогибы.
Вероятно, данный фрагмент был доступен для посещения еще не так давно.
Об этом говорят фарфоровые изоляторы на потолке.
На основе имеющейся информации, позволю себе выдвинуть гипотезу
относительно появления и динамики развития подземной инфраструктуры
города. Официальное время образования Харькова - 1654 год. Тем не менее,
Харьковская крепость строилась на месте бывшего городища, остатки
которого описал чугуевский воевода, когда выбирал место для крепости.
Вероятно, самыми древними подземными полостями были захоронения
катакомбного типа или некрополь.
При фортификационных работах были созданы типовые подземные ходы: из
Тайницкой башни - скрытый выход за пределы крепости для лазутчиков,
гонцов, вылазок при осаде (он описан в письме воеводы Торбеева),
водозаборные хода к рекам Лопань и Харьков, пороховой погреб, схроны для
населения и ценностей. Вполне вероятно, что частично были включены в
систему оборонительных сооружений и древние подземелья. Во время Северной войны 1708 - 1709 г.г. шведы намеревались через земли
Слободской Украины вторгнутся в пределы России. По распоряжению Петра I,
проводившего инспекцию, харьковская крепость была модернизирована и
расширена. За ее пределами был оборудован люнет - отдельно стоящее
полевое укрепление, соединенное с основной крепостью подземным ходом.
Также имелась подземная связь с расположенной в районе Лысой горы
артиллерийской батареей. Этот ход был обнаружен в 1938 году при
археологических исследованиях. Были расширены и подземные полости внутри
крепости. Должны были быть значительно укрупнены убежища - население
города выросло, вероятно, система стала обширнее и разветвленнее. С утратой городом военного значения - границы империи откатились далеко
на восток и юг - исчезла и необходимость в поддержании системы подземных
коммуникаций в рабочем состоянии. Судя по донесению воеводы Льва Сытина
царю Алексею Михайловичу, еще 1668 году Тайницкий ход содержался в
плохом состоянии. Поскольку сведения о подземельях были наверняка
засекречены, и точная информация о них была доступна ограниченному кругу
лиц, нет ничего удивительного в том, что о них быстро забыли. Быстро растущий город обзаводился капитальными кирпичными постройками. В
процессе сооружения фундаментов нередко вскрывались древние подземелья.
Не умея дать соответствующую оценку находкам и не желая лишних хлопот
землевладельцы приспосабливали найденные пустоты своим целям, нередко
просто засыпали их. Фрагменты подземелий, обнаруживавшиеся в результате
провалов, засыпались песком, бетоном, строительным мусором,
закладывались кирпичами и даже отслужившими срок чугунными радиаторами
отопления. Кстати, такое отношение к подобным находкам сохраняется до сих пор. Так в
подвале горисполкома(!), не оборудованном канализацией, имеется душевая
кабина для рабочего персонала. Добрый десяток лет вода сливается в
отверстие в полу и исчезает неизвестно куда. И это, при том, что в полу
явно прослеживается кирпичный свод. В 2001 году произошел очередной провал в районе Лысой горы. Открылась
полость, которую местные власти распорядились засыпать песком (?).
Несколько грузовиков песка ушло на ликвидацию пустоты, которая стала
недоступной для изучения.
В то же время, по некоторым данным, обнаруженные при строительстве
подземные хода закрывались деревянными щитами, а в фундаментах
оставлялись проемы. В числе проблемных вопросов исследований исторических подземелий города
ключевое место занимает обнаружение входов. Многие здания, из подвалов
которых ранее были входы, разрушены. Так в 1928 г. было разобрано здание
Товарной биржи, а в 1933 г. - Николаевский собор. В годы войны
исторический центр города сильно пострадал. Не уцелели здания Пассажа,
Дворянского собрания, Музея Слободской Украины, Дома Красной Армии.
Вместе со зданиями были уничтожены и прилегающие фрагменты ходов.
Городская территория многократно планировалась, балки и овраги засыпаны,
профиль склонов изменен.
Постоянные вибрационные воздействия транспорта, строительство и
реконструкция зданий и сооружений, ремонт и прокладка городских сетей
способствуют разрушению сводов. Вопрос о нынешнем состоянии подземного лабиринта по-прежнему остается
открытым, хотя подземные ходы являются несомненным
историко-архитектурным памятником. Кроме того, изучение подземных пустот
необходимо для предотвращения негативных природно-техногенных
процессов. Ведь образование искусственных полостей приводит к изменению
естественного поля напряжений грунтового массива в околовыработочном
пространстве, геодинамической обстановки, гидродинамических условий,
состояния и свойств грунтов. Возникают новые инженерно-геологические
условия, формируются иные антропогенные геологические процессы и
явления, которые должны прогнозироваться и учитываться при
проектировании и строительстве. |
| ||||||