Тайны памятника Шевченко, который никогда не был в нашем городе, открыли харьковские исследователи
Два часа фотоcъемок, за которыми стоит десяток лет
подготовительной работы фотографа Игоря Лаптева и журналистки Инны
Можейко. Вид сверху и с тех точек, откуда памятник видели более 70 лет
назад только его создатели, монтажники и несколько операторов во время
открытия, Игорь Лаптев смог снять только в 2008 году, когда ему и Инне
выделили на пару часов подъемник.
Так появилась выставка-фотохроника «Т.Г. Шевченко навеки в сердце
первой столицы Украины», которая открылась ко Дню соборности в клубе
«Гостиная на Дворянской».
— Иногда появляется мистическое ощущение, что шестнадцать фигур,
окружающие памятник, — живые, — признается фотограф. — Малейшее
изменение освещения и точки съемки — и их лица меняются. В чертах
Катерины я видел в разное время и печаль, и суровость, и одиночество, и
даже гнев.
К слову, актриса Наталья Ужвий, позировавшая для Катерины, как-то
сказала: «Жутко становится от мысли, что тебя на свете не станет, а в
бронзе останешься на века»…
На фигурах много следов осколков и пуль. Авторы нашли очевидцев, которые
рассказали, что это немцы развлекались, стреляя по Тарасу из
пистолетов.
Глумились над памятником и в 70-е годы ХХ века, рассказывает Инна
Можейко. У студентов политехнического института была варварская
традиция. Возвращаясь из стройотрядов с большими деньгами, они брали
такси, платили водителю 30 рублей и объезжали памятник по кругу, а потом
спиливали ленточки на бескозырке матроса. Укрепление их болтами не
помогало (на фотографиях болты отлично видны), поэтому до сих пор матрос
одет не по форме. Отсутствует и часть штыка у красноармейца. А вот
зубцы на граблях у крестьянки в прошлом году были восстановлены.
А в последние годы памятник стал центром новой традиции. Сегодня можно
увидеть, как ярко блестит бронза на ноге лежащего запорожца — это
студенты, на счастье, трут его ногу. Еще один миф — чтобы у тебя все
было хорошо, нужно найти колесо на памятнике.
— Существует много версий, кто является прототипом фигур памятника,
— говорит Инна Можейко. — Например, человек с ружьем — это будто
бы сотрудник аппарата ЦК КП(б)У, член комиссии по сооружению памятника
Шевченко в Харькове Андрей Хвыля, позже репрессированный. Но
документальных свидетельств о том, что Хвыля позировал Манизеру, мы не
обнаружили.
А еще рассказывают, что для статуи комсомолки позировала пионервожатая
харьковской школы № 25 Наталья Щетинина (Гордиенко). Мол, скульптор
встретил спортсменку, комсомолку и отличницу в университетском саду —
она работала там с детьми — и пригласил в свою мастерскую. Там, под
неусыпным оком жены, Манизер измерил комсомолку и посоветовал учиться на
натурщицу.
— Это хорошо, что памятник Шевченко становится основой для
мифотворчества, — уверена Инна Можейко. — Значит, о нем думают, он
людям нужен. А что может быть лучше для памятника?!
Кто автор композиции? Торжественное открытие состоялось 24 марта 1935 г.
Авторы — действительный член Академии искусств СССР скульптор Матвей
Манизер и доктор архитектуры профессор Иосиф Лангбард. На момент
открытия памятник Т.Г. Шевченко был самой большой бронзовой
композицией в СССР. Его высота — 16 метров (поэта — 5,5 м).
Матвею Манизеру позировали актеры харьковского театра «Березиль»:
Наталья Ужвий («Катерина»), Сусанна Коваль (молодая крестьянка с
граблями на плече), Амвросий Бучма (повстанец времен Колиивщины и
крестьянин с камнем на плечах), Иван Марьяненко (старый запорожский
казак — связанный, но не покоренный), Лесь Сердюк (молодой хлопец с
косой в руках и крепостной со связанными руками).
Лариса Холманская
Источник
|