Спасов скит

 

 

 

 

Часовня на месте аварии царского поезда.

Литография XIX века.

Храм Христа Спасителя, стоявший на месте аварии.

Картина, изображающая часовню до реконструкции.

Крушение царского поезда. Его причины и последствия.

Это случилось рано утром 14-го октября 1888 года между станциями Шурино и Борки на железнодорожной линии Москва – Симферополь, на месте нынешней ж/д платформы «Спасов скит». На повороте из-под колёс двигавшегося на большой скорости поезда выскочил рельс. Паровоз, скособочившись, зарылся в землю, вагоны опрокинулись под откос. Багажный вагон сошёл с рельсов, и задняя его часть разбилась, столовая тоже. Полностью разрушенными оказались вагоны министра и сопровождающих лиц.

Семейство Александра Третьего, следовавшее из Крыма в Санкт-Петербург, в момент катастрофы находилось за завтраком в вагоне-столовой. Он был разрушен, но никто из находившихся в нём не пострадал, в том числе наследник престола Николай, его брат Георгий и сестра Ксения, только императору ушибло ногу, а государыне поранило руки стеклом. Великого князя Михаила Александровича выбросило на откос, но он остался невредим. Находившихся неподалёку, в детской, младший детей царя – Михаила и Ольгу выбросило наружу, но без повреждения. Всего 35 человек погибло, 21 был ранен. Царь сам помогал вытаскивать пострадавших из под обломков. Согласно рассказам очевидцев, он, будучи человеком большого роста, и недюжинной физической силы, один удерживал на вытянутых руках край вагонной крыши, пока из неё не выбрались люди.

По прибытии в Харьков Александр Третий, его близкие и окружение сутки провели в нашем городе. На панихиде по жертвам крушения император плакал, как ребёнок. А на поминальный обед, устроенный властями Харькова, повелел пускать всех, без разбора чинов и сословий. Молебны в честь чудесного спасения императора прошли по всей Руси.

Почему пострадал именно этот поезд со столь высокопоставленными пассажирами? Первоначально бытовало мнение, что это ни что иное, как покушение на императора. Однако расследование, которым руководил знаменитый юрист А.Кони, привело к другим выводам. Комиссия объяснила катастрофу превышением скорости движения (поезд миновал поворот на очень высокой скорости), а также воровством строителей дороги (низкое качество стройматериалов и проведения путеукладочных работ). Кстати, царю это сразу стало ясно. Когда после случившейся аварии подбежавшая охрана стала обвинять в происшедшем революционеров, он в ответ рявкнул: «Да какие там революционеры! Красть надо меньше!».

В результате расследования виновные отделались выговором, на что император отреагировал: «Как? Выговор и только?! И это всё?! Удивляюсь... Но пусть будет так...»

На месте крушения в честь спасения Александра Третьего позднее воздвигли храм Христа Спасителя и часовню. Храмов с таким названием на Руси было всего три: в Москве и в Санкт-Петербурге. Храм под Борками входил в состав Святогорского монастыря на правах скита, отсюда и название «Спасов скит».

Но храм до нынешних времён, к сожалению, не дожил. После войны то ли немцы его разбомбили, то ли наши доморощенные атеисты постарались, но факт, что коровники племенного хозяйства «Червоний велетень» (Красный Великан) были выстроены из кирпича храма Христа Спасителя.

Храм был стёрт с лица земли, а часовня довольно долго находилась в состоянии руины, пока в 2003 году она не была восстановлена по инициативе начальника Южной Железной дороги Остапчука. Хочется верить, что восстановление храма – это вопрос времени...

 



Hosted by uCoz