Полтавский Крестовоздвиженский монастырь

 

 

Вид на монастырь с Ивановой горы.

Надвратная колокольня.

Крестовоздвиженский собор.

Храм Троицкой общины.

На территории монастыря.

 

Согласно преданиям, мать византийского Константина Великого – святая равноапостольная Елена – обнаружила в IV веке в Иерусалиме пещеру, в которой раскопали три креста и неподалёку от них доску с надписью: «Иисус Назорей, царь иудейский». Чтобы узнать, который из трёх – крест Спасителя, Иерусалимский патриарх Макарий стал подносить их к тяжелобольной женщине. От двух крестов никакого чуда не совершилось, когда же приложили третий крест – женщина сразу же выздоровела. Таким образом, определился настоящий крест Спасителя. В тот же день на кладбище несли умершего, и когда на гроб положили третий крест – покойник ожил. Так Господь показал животворящую силу своего креста.

Со временем на месте Крёстных страданий Иисуса Христа была возведена церковь Гроба господня, а патриарх Макарий впервые ввёл священное действо – вынос Креста во двор церкви и воздвижение, то есть поднятие его над головами верующих. Это один из больших праздников Православной церкви. По новому стилю его отмечают 27 сентября, именно этот день – храмовый праздник. На Воздвижение установлен пост, чтобы углубить воспоминание о крёстных страданиях Спасителя.

 

...Звонят колокола сердцами всеми!

И кажется, шатают небо, землю.

И здесь, и там, и где-то на горе

Колокола гудят в монастыре.

 

 Тот монастырь построили недавно.

Звонят в нём на любые голоса.

Он учреждался Пушкарём с Иваном,

А раньше были там леса... леса..!

Лина Костенко «Маруся Чурай» 1982, перевод И. Фурсы.

 

Идея полного уединения, то есть отстранения от мирской жизни, особое значение приобретает в христианстве. Возникновение первого монастыря (кстати, слово «монастырь» в переводе с древнегреческого означает «уединённое жилище») в Киевской Руси относят ко времени принятия христианства святым равноапостольным князем Владимиром, то есть к концу Х века. В 1062 году была основана главная в будущем монастырская обитель Руси – Свято-Успенская Киево-Печерская. В течении продолжительного времени развитие монастырской жизни было прервано монголо-татарским нашествием, и лишь на рубеже XVI-XVII веков вновь начинают основываться святые обители и возрождаться монашество.

Особым расположением к православию в Украине отличались супруги Михаил и Раина Вишневецкие. Урождённая Могилянка, двоюродная сестра киевского митрополита Петра Могилы Раина Вишневецкая – мать печально известного Ярёмы – была основательницей трёх крупнейших монастырей центральной Гетманщины: Густынского (Прилуцкого, 1600 год), Ладанского (Подгорного, 1616 год) и Мгарского (Лубенского, 1619 год).

Даже в неспокойные годы освободительной войны против магнатской Польши в Украине продолжают основывать новые монастыри, среди них – Полтавский Крестовоздвиженский.

Свою историю монастырь начал более 350 лет тому назад. В 1650 году по инициативе полтавчан, выходцы из Спасо-Преображенского монастыря во главе с игуменом Калистратом в память о первых победах над поляками на одной из полтавских гор основали мужскую обитель в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господнего. Поллтавский монастырь стал самым южным среди полковых монастырей гетманщины XVII века. Средства на его застройку предоставили полтавские мещане и казацкая старшина во главе с Иваном Искрой, Иваном Крамарем, полковником Мартыном Пушкарём. Благословил строительство тогда ещё деревянного монастыря киевский митрополит Силивестр Косов.

Путь к монастырской горе проложен через живописный Задыхальный яр, который упоминается в русскоязычной повести Тараса Шевченко «Близнецы». Как художник археографической комиссии Киевского университета, Тарас Григорьевич летом 1845 года посетил Полтаву, где выполнил два рисунка – «Дом И.Котляревского» и «Воздвиженский монастырь». Со временем оба рисунка кобзаря вошли в  сборник его работ – альбом «живописная Украина». По дну Задыхального яра протекает правобережный приток Ворсклы – ручей Полтавка, современное название Тарапунька, от неё кстати, происходит творческий псевдоним одного из участников комедийного дуэта советских времён Штепселя и Тарапуньки, уроженца Полтавы Юрия Тимошенко. На склонах яра приютились Кривохатки – район бывшего поселения монастырских крестьян. Добраться к обители со стороны Полтавы можно единственной дорогой-серпантином, которая в народе имеет двойное шутливое название: «Малая военно-грузинская дорога», или «Тёщин язык», в обоих случаях имеется в виду крутизна склона и извилистость подъезда к монастырскому комплексу.

За своё многовековое существование монастырь был свидетелем многих, в том числе и драматических, событий отечественной истории. Первые монахи обители отличались незаурядным мужеством и стойкостью духа. Хотя ареной противостояния в период Хмельнитчины выступала прежде всего Правобережная Украина, на левобережье тоже было достаточно опасно, причина тому – набеги как крымских татар, так и своих «землячков». В полтавский период Северной войны, в мае 1709 года, монастырь становится резиденцией Карла XII. По одной из версий, именно возле стен этой обители накануне Полтавского боя шведский монарх получил тяжёлое ранение в ногу, что наряду с другими судьбоносными для шведов просчётами и привело к их поражению под Полтавой.

Уже после боя монастырь посетил Пётр I. Желание царя устроить на поле боя новую обитель в честь святых апостолов Петра и Павла едва не стало роковым для существующей обители. Окончательно отвернуть угрозу закрытия монастыря удалось отвернуть лишь в 40-е годы XIX века. Тогдашний малороссийский губернатор князь Николай Репнин-Волконский отмечал: «... если бы по воле Петра построили бы второй мужской монастырь, то Крестовоздвиженский стал бы лишним по народонаселению и состоянию города».

Решающее наступление на монастырские земляные владения предприняла Екатерина II. По указу императрицы с 1786 года сёла Россошенцы, Буланово, Требы, Семёновка (современные Кротенки) и около двух тысяч монастырских крестьян перешли под юрисдикцию правительственной Коллегии экономии имений духовенства. Сама обитель после штатной реформы стала относиться ко второкласным, что предусматривало, кроме прочего, ежегодное выделение на её содержание 600 рублей.

В течении второй половины XVIII века Полтавский монастырь стал значительным просветительским центром юга Гетманщины, у истоков которого стоял Словяно-Херсонский архиепископ, грек по происхождению Евгений Булгарис – высокообразованный монах, личный приятель французского просветителя Вольтера, бывший библиотекарь Екатерины II. Благодаря его стараниям монастырь имел наибольшую в регионе библиотеку, в которую входили даже издания Острожской типографии XVI-XVII веков. Под протекторатом монастыря в Полтаве действовала школа певчих, позже – Духовная семинария. Выпускником был отец Николая Гоголя – Василий Гоголь-Яновский. Здесь учились также основатель новой украинской литературы Иван Котляревский и известный переводчик, поэт и публицист Николай Гнедич.

В конце XIX века численность монастырской братии  составляла около сорока человек. Основным источником существования обители, как и прежде, было возделывание, и сдача в аренду земли общей площадью более 200 гектаров. При монастыре действовали небольшая столярная и швейная мастерские, кирпичный завод, приют для священо- и церковнослужителей, училище для слепых.

В годы гражданской войны монастырь сильно пострадал от красного террора воинствующих атеистов. После нескольких ограблений обитель была объявлена «приютом контрреволюции», и в 1923 году закрыта. В 1930-е годы монастырь превратили в детскую трудовую колонию НКВД.

В 1942 году в полуразрушенных помещениях мужской обители поселилась небольшая община монахинь, и с того времени монастырь становиться женским.

Летом 1960 года монастырь «поглощает» новая волна «борьбы с церковными учреждениями»: большинство из 87 монахинь в сопровождении конвоя из комсомольских активистов вывезли в Лебединский женский монастырь, что на Черкасщине, остальных распределили по домам престарелых. Опустевшие монастырские здания занимают разные мирские учреждения, в частности филиал полтавской областной психиатрической больницы имени А.Мальцева. Последним в помещении монастыря (накануне его возрождения) находились склады областного объединения «Медтехника».

Стараниями матушки Антонии (Жартовской), глубоко верующего человека, бывшей медсестры-фронтовички, началась работа по сбору подписей под прошением возвратить монастырь верующим. И вот, 19 октября 1991 года, впервые после многих лет запустения, в монастыре отслужили Божественную литургию. К сожалению, дожить до неё монахини Антонии было не суждено...

 

Благодатную силу возрождённой обители Вы почувствуете сразу же, как только минуете монастырские врата. Среди зелени сада, великолепия цветов величественно поднимают в высокое небо свои купола монастырские храмы.

Первой встречает самое древнее высотное сооружение Полтавы – монастырская надвратная колокольня 1786 года. Автор проекта – епископ Никифор, который полтавской колокольней стремился воссоздать самую высокую отдельно стоящую колокольню Российской империи – Большую колокольню Киево-Печерской лавры. Высота киевской – почти 97 метров, полтавской - 47. Архиепископ Никифор, автор нескольких учебников по математике и физике, подсчитал: если на киевскую колокольню понадобилось 5 миллионов кирпича, то на полтавскую 2,5 миллиона.

Подобно киевскому прототипу, полтавская колокольня имеет четыре яруса, каждый из которых украшают колонны различных типов античного ордера: 1-й ярус – самый массивный, из рустованных стен и с колонами дорического ордера, 2-й и 3-й – соответственно, колоны ионического и коринфского ордеров; 4-й ярус – цилиндрический.

Колокольня Полтавского монастыря – одно из наилучших архитектурных сооружений эпохи барокко. Как и киевская, полтавская колокольня имела 10 колоколов; наибольший, весом более 6,5 тонны, был отлит ещё в конце XVIII века (не сохранился). Поныне считается, что звон колоколов (кампанов, как они называются в церковном уставе), отгоняет нечистую силу и содействует быстрому выздоровлению человека.

На третьем ярусе колокольни устроена обзорная площадка, на которую можно подняться по лестнице XVIII века, чтобы полюбоваться окружающими пейзажами.

Самый изысканный – второй ярус колокольни. Кроме лепного растительного орнамента он украшен двумя фигурками ангелов, которые с лёгкостью держат императорскую корону (это дань уважения Екатерине II, посетившей обитель вместе с графом Потёмкиным, Суворовым и Кутузовым в 1787 году) возвращаясь в столицу после крымского путешествия.

На том же ярусе с начала ХХ века находилась чудотворная икона Скорбящей Богоматери «Упование всех концов земли», написанная на стене монахом Даниилом Московченко. Слава о ней распространилась далеко за пределы губернии, что привлекало к обители множество богомольцев. В колокольне был освящён престол, где каждый понедельник отправлялось богослужение. Страждущие после молебна перед иконой получали утешение для души и исцеление от небесных недугов. Но во время гражданской войну икона Богородицы была утрачена. Однако сохранилась её копия – келейный образ епископа Полтавского и Прилуцкого Василия Зеленцова. Чудотворное изображение находится в монастырском соборе.

Южнее колокольни находится настоящая архитектурная жемчужина монастырского комплекса – Крестовоздвиженский собор, строительство которого длилось с конца 80-х годов XVII века, и завершилось в начале XVIII. Возведение главного храма обители велось на средства нескольких полтавских полковников и двух украинских гетманов – Ивана Самойловича и Ивана Мазепы. Со временем собор неоднократно реконструировали, в частности после разрушений, причинённых в ходе войны 1941-45 годов. Ныне собор имеет шесть опорных пилонов, которые несут цилиндрическую систему из семи куполов, расположенных в виде креста. Характерной особенностью восточнославянской церковной архитектуры является завершение храма непарным количеством куполов, в данном случае их семь – по числу Священных Таинств и Вселенских Соборов.

Крестовоздвиженский собор – единственный в левобережной Украине храм, сохранившейся до наших дней, который имеет семь куполов цилиндрической формы.

Площадь собора – 366 м2, его длина – 30 метров, высота до центрального купола – 28 метров.  Особенностью собора является то, что он не имеет главного и второстепенного фасадов, все его стороны в художественном плане равноценны. Совокупность методов декора, их расположение соответствует стилю украинского барокко.

Земное жилище Царя небесного в восточной части собора отделял позолоченный на всю высоту собора иконостас, над которым трудились мастера разных времён: художник В.Реклинский, народный умелец Самуил, резчик С.Шалматов. до конца XIX столетия собор имел четыре престола: Крестовоздвиженский, Святого Николая, Благовещенский и Иоанна Крестителя. В 1931 году соборный иконостас был уничтожен. По обе стороны иконостаса с серебрянно-медных ковчегах находились части мощей святых Иоана Златоуста и Василия Великого. Внутри храма, по правую сторону от главного входа, лестница вела к соборной усыпальнице наиболее чтимых светских и церковных деятелей края середины XVIII – первой половины XIX века.

В усыпальнице Крестовоздвиженского собора покоились:

·      Местоблюститель Молдово-Влахийской экзархии, архиепископ Екатеринославский и Херсонский Амвросий (Серебренников, 1738-1792),

·      Уроженец Полтавы, епископ Могилёвский и Полоцкий Афанасий (Вольховский, 1741-1801).

Нетленные мощи обоих святителей в 1943 году сгорели во время отступления немецко-фашистских захватчиков вместе со зданием краеведческого музея, куда они попали после ограбления усыпальницы в начале 20-х годов. Вероятно, что тогда же было разорено и старое монастырское кладбище, которое находилось между колокольней и собором. Прах умерших (а среди них были даже родственники А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя) кладоискатели выбросили из гробов, а могильные плиты были использованы на хозяйственные нужды, в частности на мощение дорог. Неподалёку от северных врат обители из остатков могильных плит сооружён небольшой мемориальный курган в честь захоронённых здесь полтавчан и уничтоженного некрополя.

В 50-и метрах на юг от собора находится один из самых  красивых в городе храмов – однокупольная Свято-Троицкая церковь, возведенная в 1750-м году. С середины XIX века она имела три престола: Святой Варвары Великомученицы и Архистратига Михаила. В  годы Великой Отечественной войны храм был разрушен и восстановлен только в 1999 году. тогда же стройку освятил Митрополит Киевский и Всея Украины Владимир (Сабодан).

В усыпальнице Свято-Троицкой церкви захоронены:

·      Архиепископ Иоанн (Петин, 1813-1889) – он долше всех, почти 25 лет возглавлял Полтавскую кафедру;

·      Епископ Тихон (Клитин, 1835-1896);

·      Архиепископ Тульский Парфений (Левицкий, 1858-1922);

·      Митрополит Полтавский и Кременьчугский Феодосий (Дикун-Ваколюк, 1926-2001).

В этом храме также находятся иконы из иконостаса Воздвиженской церкви села Шиловка Решетиловского района, которые были вмонтированы в пол (!) сельской конторы, а именно: икона Богоматери с Младенцем, образа Святого Стефана и Святой Варвары Великомученицы, а также Вознесение Господне.

Неподалёку от Свято-Троицкого храма стоит внешне неприметная церковь в честь Святого Симеона Богоприимца, возведенная в 1887 году на средства иркутского купца Иннокентия Котельникова (в память о рано умершем сыне Семёне). Купеческое семейство надеялось вылечить больного туберкулёзом мальчика под солнцем Крыма, но им так и не суждено было туда добраться – Семён умер в пути, в Полтаве. Перед смертью сын просил отца похоронить его на монастырском дворе, живописный вид которого ему очень понравился. И Котельников не только выполнил последнюю волю сына, он переехал жить в Полтаву и стал одним из главных меценатов Крестовоздвиженской обители, за что был удостоен звания почётного гражданина города. Согласно завещанию, Иннокентий Семёнович в 1902 году был захоронен возле сына на старом монастырском кладбище. Обе могилы не сохранились.

В комплекс сооружений Крестовоздвиженского монастыря также входит комплекс келий (одноэтажный дом вдоль западных врат обители) и двухэтажное здание Троицкой общины.

До 1917 года приписной к обители считалась церковь Святого Сампсона Странноприимца, что на Шведской Могиле (сейчас отдельно действующий храм).

Ныне настоятельницей Крестовоздвиженской обители является игумения Галина (Биляк). Молитвами и трудом матушки игуменьи и двадцати насельниц содержится монастырское хозяйство, которое предполагает полное обеспечение своих нужд. Кроме собственной земли, монастырь арендует ещё 2,5 гектара – под огород, имеет небольшой скотный двор, птичник. Все восстановительные работы выполняются за счёт собственных средств и добровольных пожертвований жителей города.

 

Hosted by uCoz